ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Характеристика систем развивающего обучения в начальной школе в 1960-70-х годах
1.1. Сущность развивающего обучения
1.2. Зарождение развивающего обучения в начальных школах России в середине ХХ века
Глава 2. Развитие и совершенствование системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и Л.В. Занкова
2.1. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
2.2. Развитие и совершенствование системы развивающего обучения Л.В. Занкова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В течение длительного времени концепции развивающего обучения отечественных психологов и педагогов (В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, И.Я. Лернера и др.) только назывались в учебниках по педагогике. В последнее десятилетие ситуация изменилась: теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Им посвящаются научные труды. Вопросы интеллектуального, нравственного и физического развития школьников сегодня становятся все актуальнее. Более того, одним из основных принципов реформирования российской школы провозглашен принцип развивающего образования.
Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождение В.В. Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Сегодня его употребление столь разнообразно, что требуется специальное исследование для уяснения его современного значения.
Несколько крупных отечественных ученых, среди них Б.Г. Ананьев, Л.В. Занков еще в 50-е гг. ХХ в. выявили и описали следующий факт: большие усилия, направляемые на обучение младших школьников, не давали должного эффекта в их психическом развитии. Со всей остротой была поставлена научно-практическая проблема связи обучения и развития младших школьников. Уже в 60-е гг. было обнаружено, что изменение содержания и методов традиционного начального обучения дает определенный положительный эффект в развитии детей.
Цель работы – проанализировать совершенствование системы развивающего обучения в начальных школах России в 1960-70-х годах.
Объект исследования – система развивающего обучения.
Предмет исследования – совершенствование системы развивающего обучения в начальных школах России в 1960-70-х годах.
Задачи:
1. Изучить сущность развивающего обучения.
2. Проанализировать зарождение развивающего обучения в начальных школах России в середине ХХ века.
3. Рассмотреть систему развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
4. Изучить развитие и совершенствование системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; сравнительный метод; обобщение.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. – 265 с.
2. Богуславский М.В. Образовательная система Л.В. Занкова: научные достижения и нравственные уроки // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. – № 4. – С. 151-153.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
4. Горенков Е.М. Инновационный потенциал как целостная социально-педагогическая система: Монография. – М.: Прометей, 2012. – 124 с.
5. Горенков Е.М. Развивающая и развивающаяся школа: Учебное пособие для специальностей ФППК / Е.М. Горенков. – М.: Астрахань. 1997. – 100 с.
6. Горенков Е.М. Становление развивающей и развивающейся школы (Теория и практика): Монография / Е.М. Горенков. – М.: Астрахань. 2002. – 167 с.
7. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 176 с.
8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
9. Занков Л.В. Беседы с учителями. – М.: Просвещение, 1975. – 196 с.
10. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М.: Просвещение, 1968. – 176 с.
11. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990. – 424 с.
12. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / под ред. Е.Д. Божович. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. – 448 с.
13. Нечаева Н.В., Товпинец И.П. Система развивающего обучения Л.В. Занкова. Развитие. Уверенность. Успех // Совет ректоров. – 2012. – № 12. – С. 39-43.
14. Обучаем по системе Л.В. Занкова: 3 кл.: Кн. для учителя / P.И. Аргинская, Н.Я. Дмитриева, И.П. Товпинец и др. – М.: Просвещение, 1994. – 255 с.
15. Панов В.И. Зачем нужна учителю эта книга об одаренности и об одаренных детях? // Учителю об одаренных детях. – М., 1997. – С. 318–342.
16. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.
17. Панов В.И. Психологические аспекты построения образовательных технологий как условие оптимизации развития // Мир психологии, 2004. – № 1. – С. 33-44.
18. Рубцов В.В. Психологическая поддержка современного образования // Известия Российской академии образования. – 1999. – С. 49-58.
19. Сидон Л.М. В.В. Давыдов и Л.В. Занков о сущности педагогической теории // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2014. – № 1. – С. 116-128.
20. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. – М.: Наука, 1975. – 316 с.
21. Хлыстова Н.В. Культурсообразное освоение технологии деятельностного подхода системы Л.В. Занкова // Пермский педагогический журнал. – 2010. – № 1. – С. 98-102.
22. Чуприкова Н.И. Система Л.В. Занкова: взгляд психолога // Педагогика. – 2007. – № 7. – С. 1-10.
23. Шамилева И.А. Педагогические взгляды Э.В. Ильенкова и современные проблемы развивающего образования // Творческое наследие Э.В. Ильенкова и современность. – 2014. – № 1 (8). – С. 72-77.
24. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Академия, 2001. – 144 с.
25. Яковлева С.Г. Заповеди занковского урока // Начальная школа. – 2007. – № 7. – С. 13-17.