Курсовая работа|Логопедия

Логопедическая коррекция звукопроизношения у старших дошкольников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2024 | Страниц: 50

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

  • Особенности звукопроизношения старших дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Специфика логопедической работы по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

2.1  Методика обследования звукопроизношения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2.2  Состояние звукопроизношения у детей экспериментальной группы.

2.3 Изучение системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя образовательного учреждения в сопровождении детей с общим недоразвитием речи

2.4 Организация и содержание логопедической коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Хорошо известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании основ физического и психического здоровья ребенка. За это время происходит интенсивное развитие органов и формирование всех систем и функций детского организма, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка с целью овладения новыми формами деятельности.

В современной обстановке все меньше и меньше встречается абсолютно здоровых детей, такая ситуация связанна с ухудшением экологии, с ухудшением социальной обстановки, с возрастающими нагрузками на детей и т.д. Стоит отметить, что наблюдается и рост детей с различными речевыми расстройствами, в том числе у детей с общим недоразвитием речи. У детей с ОНР отмечаются нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха и восприятия, отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Такая форма речевой патологии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Дополнительные трудности в овладении речью обусловлены наличием у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов – восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Поэтому изучение речевого развития детей раннего возраста, а также выявление отклонений в развитии речи в раннем возрасте является наиболее актуальной темой в настоящее время. У детей дошкольного возраста с ОНР помимо основных нарушений речи остаются несформированными просодические компоненты: ритм речи, темп, интонационная выразительность речи (комплекс фонетических средств, позволяющий более ярко выразить отношение и эмоции к высказываемому) и способность распознавать и различать эмоциональные оттенки.

Пластичность нервной системы ребенка не безгранична и значительно снижается с возрастом, поэтому работу по диагностике, профилактике, коррекции и формированию речи следует начинать в раннем возрасте (В.К. Орфинская, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Б. Эйдинова) [10].

Особенности проявления ОНР достаточно содержательно раскрыты в научных исследованиях Р. Е. Левиной, Л. Н. Ефименкoвой, Н. С. Жуковой, С. А. Мироновой, С. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой и др., но поиск оптимальных путей организации коррекционной работы с данной категорией детей и максимальное устранение речевых нарушений в дошкольном возрасте остается актуальной проблемой для современной логопедической теории и практики.

Несвоевременная коррекция ОНР в дошкольном возрасте может приводить к нарушениям письменной речи в школьное время, а также к различным нарушениям второстепенного порядка, которые необходимо искать в особенностях высших психических процессов, эмоционально-волевой сфере и мотивационной    сфере. Все это заставляет оптимизировать деятельность всех специалистов дошкольной образовательной организации.

Таким образом, дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях, должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь. Успешное преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития в дошкольных учреждениях возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Особую роль в логопедической работе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя ДОУ, что подтверждает актуальность выбранной нами темы исследования: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».

Цель исследования: определить содержание работы по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.

Объектом исследования является коррекция звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – специфика взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

  1. Выявить особенности звукопроизношения у старших дошкольников общим недоразвитием речи.
  2. Определить содержание работы по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.
  3. Разработать методические рекомендации по осуществлению коррекции звукопроизношения старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.

В соответствии с целью и задачами работы в ходе данного исследования применялись теоретические методы (анализ психолого-педагогической и специальной литературы); эмпирические (изучение психолого-педагогической документации, констатирующий эксперимент); количественная и качественная обработка полученных результатов.

Экспериментальная работа по изучению и коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи проводилась на базе ДОУ.

 

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

1.1 Особенности звукопроизношения старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Предпосылкой появления ОНР являются следующие причины.

  1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др. При этом поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушениями слуха. При внутриутробных поражениях головного мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения, сочетающиеся, как правило, с другими полиморфными дефектами развития (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта).
  2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии. По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба), а также особенности развития речевых зон головного мозга. Выявлена наследственная предрасположенность к возникновению заикания. В семье, где поздно начал говорить один из родителей, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Исследователи придают различное значение наследственной природе речевых нарушений - от минимального до очень большого. Это связано с примерами того, что в речевые нарушения не всегда передаются по наследству от родителей к детям. Тем не менее, исключать это обстоятельство нельзя.
  3. Вредности родового периода: родовые травмы, асфиксия, маленькая масса тела новорожденного, низкий балл по школе Апгар.
  4. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка: инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит), травмы и ушибы головного мозга, травмы лицевого скелета, приводящие к повреждению периферического отдела речевого аппарата (перфорация неба, выпадение зубов); длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушению речевого развития ребенка.
  5. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи [20].

Всего 44 источника

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское