ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
1.1 Анализ музыкальных способностей в психолого-педагогической литературе
1.2 Специфика развития музыкальных способностей у младших школьников на уроках музыки
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
2.1 Характеристика специфических музыкальных методов
2.2. Диагностика музыкальных способностей младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы. В настоящее время расширяется сфера дополнительного образования детей. Все больше появляется школ дополнительного образования, открываются различные хореографические школы, спортивные, шахматные, и, конечно, музыкальные. Система музыкальных школ всегда была востребована. И с каждым годом музыкальное образование приобретает большую притягательность.
Желающих учиться музыке с каждым годом меньше не становится. Но сейчас принимают в музыкальные школы почти всех желающих. Дети с интересом начинают обучение в музыкальных школах. Но через какое-то время, часто на самых ранних этапах, интерес у ребенка пропадает, и он уходит из школы.
Детей, которые приходят учиться и уже в младших классах теряют интерес к музыкальной деятельности, достаточно много. Поэтому следует с самых первых уроков уметь заинтересовать ученика и помочь ему развить интерес к занятиям.
Музыкальный интерес формируется через музыку, через музыкальные образы. А проблема формирования интереса к музыкальной деятельности у младших школьников стоит очень остро.
Налицо проблема процесса формирования интереса детей к музыкальной деятельности рассматривается в трудах целого ряда методистов (А. Д. Артоболевская, Л. А. Баренбойм, Г. Г. Нейгауз, А. П. Щапов).
Налицо противоречия:
- между наличием активной заинтересованности родителей в обучении музыке их детей и не всегда ярко выраженным интересом детей к этим занятиям;
- между разработанностью в общей педагогике проблемы формирования интереса детей младшего школьного возраста к учебной деятельности и недостаточной ее реализацией в существующей практики обучения детей музыке.
Указанные противоречия определили выбор темы исследования: «Влияние специфических методов на развитие музыкальных способностей младших школьников на уроках музыки».
Цель исследования: рассмотреть различные методики, способствующие развитию музыкальных способностей у учащихся младших классов.
Предмет исследования: педагогические условия и средства, способствующие формированию у младших школьников музыкального интереса на уроках музыки.
Гипотеза исследования – успешное формирование у младших школьников музыкального интереса на уроках фортепиано детской музыкальной школы возможно, если:
- знать педагогическую, психологическую и музыкально-педагогическую литературу в области проблемы исследования;
- создавать и соблюдать психологические и педагогические условия, способствующие эффективному развитию интереса на уроках музыки у младших школьников;
- использовать в опытной работе эффективные методы и приемы формирования интереса детей;
- выявлять степень сформированности музыкального интереса каждого обучающегося с помощью специально разработанной диагностики.
В работе были поставлены следующие задачи:
- проанализировать педагогическую, психологическую и музыкально-педагогическую литературу и охарактеризовать состояние изученности проблемы исследования;
- определить психологические и педагогические условия, способствующие эффективному развитию интереса на уроках музыки у младших школьников;
- охарактеризовать условия проведения и состав участников опытной работы;
- осветить содержание процесса опытно-поисковой работы по формированию интереса детей;
- проанализировать результаты опытной работы и дать методические рекомендации.
Методы исследования: теоретические: метод теоретического анализа и синтеза изучения научной литературы; эмпирические: педагогическое наблюдение, анализ педагогических ситуаций.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
1.1 Анализ музыкальных способностей
в психолого-педагогической литературе
Среди теоретических и практических вопросов, связанных с формированием музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста, стоит вопрос выбора активных видов деятельности, при которых ребенку предоставляются более широкие возможности для своего развития на начальном этапе обучения и приобретения базовых знаний для дальнейших уроков музыки.
Самыми популярными видами творчества в детстве являются пение, танцы и игра на музыкальных инструментах, поскольку они демократичны по своей сути и привлекают детей эмоциональной отдачей через творчество. Для исполнения народной песни или танца не требуется специальной подготовки; ребенок может самовыражаться без специальной подготовки. Игра на элементарных инструментах придает звуку определенный оттенок, запечатлевается в памяти ребенка, благотворно стимулируя интерес к обучению [1, с. 13-14].
Благотворное влияние народного музыкального творчества раскрывает потенциал будущего юного артиста благодаря музыкальному репертуару, взятому из фольклорной среды, доступному и интересному детям любого возраста, что связано с его происхождением, происходящим из детской среды.