Введение
Глава 1. Интерактивные технологии на уроках русского языка в школе
- Интерактивные технологии в образовании
- Использование интерактивных программ в курсе русского языка
Глава 2. Методика использования интерактивных программ на уроках русского языка
2.1. Методика использования интерактивных программ при обучении разделам грамматики
2.2. Интерактивные программы при написании связного текста
Заключение
Список использованных источников
В учебно-воспитательной деятельности давно употребляется термин «активные методы и формы обучения». Он интегрирует категорию преподавательских технологий, которые достигают высокого уровня динамичности учебы школьников. В последнее время получил распространение ещё один континиум – «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые гарантируют самое главное в образовательном процессе – формирование личности каждого ученика, его динамичности.
Актуальность темы заключается в том, что информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Информатизация образования – катагенез обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.
Современные дети – иные по сравнению с тем временем, когда создавалась сегодня функционирующая система образования. В первую очередь модифицировалась общественная ситуация развития детей нынешнего века:
Возросла информированность учеников, уровень умения использования детьми средств мультимедиа очень часто во много раз преобладает опыт в этом деле педагога – отсюда дефицит побуждения к обучению, зачем слушать учителя, если он знает больше, а я умею больше. Школа же не может предложить полную информатизацию процесса обучения в силу объективных обстоятельств – недостаточно интерактивных средств, низкая скорость интернета, устаревшие компьютеры. [1, с. 16].
Речи учителя противостоит яркий ряд видеообразов, предлагаемых СМИ, дети, с ранних лет привыкают к ТВ и ВЕБ-страницам – пресловутое клиповое мышление.
Мобильная связь делает общение мозаичным, коротким – результатом становится неумение воспринимать речевую сторону урока, учебная пассивность.
Сегодня дети более открыто выражают и отстаивают свое мнение, испытывают сомнение в авторитетах, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Вместе с тем нередко наблюдается снижение доверия к миру, дети чаще испытывают чувство враждебности, тревоги, неуверенности.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.
Цель данной работы заключается в использовании на уроках русского языка и литературы интерактивных методов обучения.
Задачи:
- использовать интерактивные методы обучения в теории и практике обучения русскому языку и литературе;
- повысить эффективности развития школьников посредством использования интерактивных методов;
- разработать условия организации технологии интерактивного обучения;
- апробировать технологию интерактивного обучения русскому языку и литературе посредством включения в целостный педагогический процесс;
- сформулировать основные понятия, необходимые для использования интерактивных методов обучения: «интерактивное обучение», «интерактивные методы обучения»;
- выделить основные виды форм и методов интерактивного обучения;
- продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании русского языка и литературы.
Объектом исследования являются интерактивные методы обучения школьников русскому языку и литературе.
Предметом исследования – процесс осуществления развития учащихся через использование интерактивных методов обучения русскому языку.
Новизна темы заключается в практическом применении на уроках русского языка и литературы методов и приёмов интерактивного обучения.
Практическая значимость данной курсовой работы в том, что она подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования приемов обучения и воспитания.
При написании курсовой работы были использованы методы теоретического исследования: анализ и синтез научной литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 22 источников.
Глава 1. Интерактивные технологии на уроках русского языка в школе
- Интерактивные технологии в образовании
Главная задача современного образования — не элементарно предоставить учащемуся фундаментальные знания, а гарантировать для него все нужные условия для последующей общественной адаптации, развить склонность к самообразованию. Одна из главных задач для современного преподавателя – сделать процесс обучения интересным для учеников, оживленным и прогрессивным. И в этом педагогам на помощь приходят интерактивные технологии. [2, с. 13-14].
Информационные и коммуникационные технологии присутствуют во всех сферах образования. Этому способствовала глобальная информатизация общества, то, что в школах и вузах появилась новая компьютерная техника и современное программное обеспечение, появились государственные и международные программы, направленные на информатизацию образования.
На сегодняшний день многие российские педагоги понимают, что необходимо изучать и осваивать современные интерактивные технологии, которые можно применять на уроках (телеконференция, электронная почта, электронные книги, мультимедиа и т.д.). Произошло видоизменение организационных форм учебного процесса, увеличилось количество самостоятельной работы учеников, количество практических и лабораторных занятий, которые обладают исследовательским характером, получили распространение занятия вне аудитории. Следствием появления информационных технологий в учебно-воспитательном процессе стало то, что изменились привычные функции педагога, который теперь, как и ученики, вынужден выступать в новых для себя ролях: исследователь, организатор, консультант. [3, с. 17-19].
Метод проектов является одним из эффективных способов мобилизации знаний детей, он помогает показать их возможное применение на практике.
Поскольку в основе метода проектов лежит развитие познавательного опыта учеников, умений самостоятельно использовать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, то его (метод проектов) используем не только при разработке проектов, но и на уроках, используя элементы креативной технологии. Основными методами активации творческой деятельности школьников на уроках, которые используем мы, являются:
«Мозговой штурм». Главным условием применения этого метода является абсолютная новизна текста. Например, при изучении рассказа И.А. Бунина «Кавказ» учитель не дочитывает произведение до конца, тем самым предлагая определить финал ученикам. Их цель – собрать как можно больше идей при решении творческой задачи.