Введение
Глава 1Место метода моделирования в формировании конструкторских умений обучающихся в условиях начальной школы
1.1Метод моделирования в начальной школе
1.2Особенности методики обучения технологии конструкторских умений в начальной школе
1.3Использование метода моделирования в формировании конструкторских умений на уроках технологии в начальной школе при изучении раздела «Конструирование»
Выводы к главе 1
Глава 2Опытно-экспериментальное исследование использования метода моделирования в развитии конструкторских умений на уроках технологии в начальной школе при изучении раздела «Конструирование»
2.1Констатирующий этап исследования
2.2Формирующий этап исследования
2.3Контрольный этап исследования
Выводы к главе 2
Заключение
Библиографический список
Актуальность исследования. Предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. В рамках освоения предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков работы с современным техническим оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности [15].
Программа предмета «Технология» направлена на формирование у младших школьников технологического мышления, что позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между собственными образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, и жизненными задачами, возникающими перед обучающимися в контексте практических ситуаций. Потенциал предмета «Технология» в начальной школе связан с возможностью введения в образовательный процесс различных образовательных ситуаций, начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением задач построения профессиональных и жизненных планов, содержательно базирующихся на необходимости применения обучающимися знаний и умений, полученных при изучении всех школьных дисциплин, что позволяет формировать опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов. Таким образом, предметная область «Технология» позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта преобразовательной деятельности, необходимых для разумной организации собственной жизни, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
В ФГОС начального общего образования в реализации предметного содержания курса «Технология» особый акцент ставится на создании условий для приобретения обучающимися опыта практической преобразовательной деятельности, в том числе в сфере технического творчества. Наиболее результативным способом решения этой задачи является техническое конструирование. В ходе конструкторской деятельности обучающиеся могут использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских) и технологических задач, приобретая навыки самостоятельного решения при их выполнении в групповой или индивидуальной продуктивной деятельности.
Объектом исследования являются методы обучения технологии конструкторских умений в начальной школе.
Предмет исследования – использование метода моделирования в развитии конструкторских умений на уроках технологии в начальной школе при изучении раздела «Конструирование».
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что включение в содержание учебной деятельности младших школьников метода моделирования на уроках технологии при изучении раздела «Конструирование», положительно скажется на формировании умений в данной области.
Цель исследования – выявить эффективность использования метода моделирования в развитии конструкторских умений на уроках технологии в начальной школе при изучении раздела «Конструирование».
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть метод моделирования, используемый на уроках в начальной школе;
2) определить особенности методики обучения технологии конструкторских умений в начальной школе;
3) выявить характерные черты использования метода моделирования в формировании конструкторских умений на уроках технологии в начальной школе при изучении раздела «Конструирование»;
4) провести опытно-экспериментальное исследование использования методы моделирования в развитии конструкторских умений на уроках технологии в начальной школе при изучении раздела «Конструирование»
В ходе исследования автором работы применялись следующие методы: изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, опытно-экспериментальные методы исследования.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1. МЕСТО МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Метод моделирования в начальной школе
В начальной школе происходит формирование первоначальных учебных действий. В этом направлении следует отметить особую роль моделирования в разных ее формах (графической и знаковой) для осуществления учебных задач. Учебной моделью именуется изображение, отражающее всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивающее его дальнейший анализ [8]. Следовательно, учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа, затем сама может являться особым средством мыслительной деятельности человека.
Младшие школьники должны владеть методом моделирования с целью введения в содержание обучения понятий модели. Кроме того, моделирование существенно отражается на отношении обучающихся к учебным предметам, которые становятся более осмысленными и интересными. Метод моделирования должен носить систематический и целенаправленный характер, только в этом случае можно говорить о приближении обучающихся начальной школы к методам научного познания, об их потенциальном интеллектуальном развитии. Владение методикой моделирования в младшей школе также обусловлено необходимостью решения психологических и педагогических задач.
Методические требования современного образовательного процесса сводятся к максимально продуктивной творческой деятельности детей уже с первого класса. Только при соблюдении преемственности и систематической организации обучающиеся находятся в поиске решения и выступают исследователями. Именно такой опыт творческой деятельности предполагает высокий уровень развития познавательных и регулятивных умений. При построении учениками различных моделей изучаемых явлений этот метод выступает в роли учебного средства и способа обобщения учебного материала, помогает детям формировать универсальные учебные действия.
Согласно ФГОС НОО в перечень требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования относят и «использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач», в том числе моделирование [16].
Следовательно, моделирование в образовательном процессе может быть рассмотрено как один из обязательных элементов обучения в школе, как метапредметное умение и как метод обучения, то есть как инструмент для достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.