Актуальность темы исследования определена тем, что стандарты нового поколения ориентируют педагога на развитие у учащихся мотивации к творческому труду, готовности к профессиональному выбору, умения ориентироваться в мире социальных ценностей. На данном этапе становления личности особого внимания заслуживает учебно-исследовательская деятельность школьников.
Организация исследовательской деятельности на уроках является одним из приоритетов современного образования. Проектный и поисковый методы не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму), проектирование и исследовательская деятельность учащихся, подкрепленная реальными действиями.
Использование в образовательном процессе учебно-исследовательской деятельности позволяет обучающимся не только овладеть системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями, но также происходит и многостороннее развитие их личности. В основной школе можно выделить определённые типы задач, способствующие формированию и развитию коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных действий.
Учебно-исследовательская деятельность на уроках биологии может выступать в качестве образовательной практики, использующей научный опыт в организации исследований и разработке проектов, и может служить основой ежедневного общения педагога и учащихся. Эта деятельность может быть определена как творческий процесс взаимодействия между педагогом и учащимися, направленный на познание неизвестного, в ходе которого передаются друг другу культурные ценности, и, как результат – развивается познавательный интерес, и расширяется мировоззрение.
Современный преподаватель выступает в качестве организатора учебно-исследовательской деятельности, а учащийся мотивирован решать любую научную или жизненную проблему с исследовательской позиции. Отношения педагога и учащегося должны выстраиваться в форме партнерства.
Актуален и вопрос выбора, и определения темы, и проблемы исследования. С одной стороны, желательно, чтобы тема исследования входила в сферу интересов учащихся, но, с другой стороны – она должна представлять интерес и для педагога.
Исследовательская деятельность школьников на уроках биологии является не самоцелью, а средством обучения, развития и воспитания.
В связи с вышесказанным нами была выбрана тему курсовой работы «Методика организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии (6 класс)».
В целях данной курсовой работы мы опирались на работы по вопросам применения метода учебно-исследовательской деятельности в школьном обучении таких авторов, как М.Ю. Бухаркина, Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова, В.С. Лазарев, М.А. Ступницкая, И.Д. Чечель К.Н. Поливанова, Н.Ф. Яковлева.
Непосредственное отношение к рассмотрению проблем обучения по предмету биология имеют работы таких авторов, как Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова А.В. Марина, В.И. Сивоглазов, Н.З. Смирнова, О.В. Бережная, И.В. Урих.
Цель курсовой работы – разработка методики организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии.
Объект исследования – процесс обучения биологии в 6 классе.
Предмет исследования – методика организацииучебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии.
Гипотеза исследования: организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии в 6 классе способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса и достижению нового качества образовательных результатов.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Проанализировать организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся как важную задачу современной общеобразовательной школы;
- Рассмотреть методические подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по биологии;
- Выявить современное состояние организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках в практике учителей биологии;
- Разработать паспорта учебных исследований по биологии.
Методы исследования курсовой работы: систематизация, закрепление, расширение теоретических и практических знаний, развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, анализ, синтез, эмпирические методы исследования.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях и послужат расширением возможностей учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии в 6 классе.
Структура курсовой работы: работа стоит из введения, двух глав, заключения исписка использованной литературы.
Объем курсовой работы составляет … страниц и включает …. источников.