ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Природа ребенка младшего школьного возраста
1.2. Внеурочная деятельность: проблемы организации и реализации
1.3. Формирование навыков общения у детей младшего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности
Глава 2. Организация развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности
2.1. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности
2.2. Методические рекомендации для учителей начальной школы в формировании коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Общение является важным условием психологического развития человека, формирования его личности, его социализации. Оно имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Существование и развитие социальных групп также тесно связано с общением. В широком смысле общение представляет собой совокупность, совершенно различных связей между людьми. Все это обуславливает актуальность изучения процессов общения.
Степень научной разработанности темы исследования. Данная проблема рассматривалась в работах таких ученых как Д. Кати, Л.Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсен, В.Ф. Ломов, А.А. Климов и др. Так, в трудах Ш.А. Амонашвили, В.М. Бехтерева, А.А. Бодалева, А.В. Батаршева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.А. Леонтьева, Д.Б. Ломова, А.С.Макаренко, В.Н. Мясищева, Т. Ньюкома, Д.Б. Парыгина, С.Л. Рубинштейна, Ж.-Ж. Руссо, Л. Тайера, Т. Шибутани доказывается, что общение, осуществляемое с помощью вербальных и невербальных средств, не только организует, но и обогащает совместную деятельность, в результате чего формируются новые связи и взаимоотношения между людьми.
Объектом исследования выступает процесс развития общение младших школьников. Предмет исследования – занятия по внеурочной деятельности как средство развития навыков общения у младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие общения у младших школьников будет эффективным если: 1) в основу работы будут положены занятия по внеурочной деятельности; 2) будут учтены актуальные особенности развития общения у младших школьников; 3) на занятиях будут использованы активные методы обучения.
Цель исследования заключается в рассмотрении методов, приемов и форм организации общения младших школьников во внеурочной деятельности.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть природу ребенка младшего школьного возраста;
2) проанализировать проблемы организации и реализации внеурочной деятельности;
3) проанализировать формирование навыков общения у детей младшего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности;
4) охарактеризовать развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности;
5) разработать методические рекомендации для учителей начальной школы в формировании коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
1) изучения теоретической литературы по организации внеурочной деятельности с младшими школьниками;
2) метод анализа и обобщения;
3) метод отбора методической литературы для методических рекомендаций.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы данной курсовой работы могут быть рекомендованы в организации внеурочной деятельности с младшими школьниками.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Природа ребенка младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте меняются потребности ребенка. Главными в этот возрастной период становятся уважение и почитание, т.е. признание его успехов со стороны взрослых и одноклассников. В целях того, чтобы ребенок успешно вошел в новую фазу своей жизни, он должен быть психологически и физически подготовлен, поскольку система обучения в классе предусматривает длительное пребывание ребенка в одном кабинете, определенный способ и правила поведения в классе. Их соблюдение требует, чтобы ученики обладали такими личными навыками и качествами, как психологический баланс, настойчивость и внимание. Учителю необходимо учитывать особенности развития ребенка на данном этапе.
Итак, младший школьный возраст - этап индивидуального психического развития, который охватывает период жизни от 6-7 до 10 лет. Соответственно это период, когда ребенок проходит обучение в начальных классах современной школы. В этом возрасте дети претерпевают перестройку всех психических и когнитивных процессов, это в основном связано с поступлением ребенка в школу.
В период с 6-7 лет уже возможно обучение за счет развития анатомо-физиологической составляющей. Ребенок начинает становиться еще более подвижным в различных играх и соревнованиях. Создание физически благоприятных условий для развития личности учения способствуют не только тому, чтобы здоровье было в сохранности, но и развитию всяческого интереса к обучению. Поскольку частые перегрузки и отсутствие двигательных упражнений, приводит к нежеланию посещать школу. А это значит, что отсутствует мотивация к обучению.