Курсовая работа|Педагогика

Развитие мотивации к учебной деятельности как педагогическая проблема в СПО

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2024 | Страниц: 44

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ СПО

1.1 Проблема развития мотивации у студентов колледжа

1.2 Основные проблемы развития мотивации к учебной деятельности у студентов СПО   

ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ   

2.1 Роль педагогов в формировании и развитии мотивации учащихся в контексте образовательных программ среднего профессионального образования

2.2 Возможности развития мотивации к учебной деятельности на дисциплине «психологии» в организациях СПО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования. В современных условиях обновления среднего профессионального образования возрастают требования к уровню мотивации к познанию и умственным способностям молодого поколения. Это связано с тем, что мыслительные способности населения в каждом обществе рассматриваются как важное условие для его прогрессивного развития. Талантливые и способные люди являются важным ресурсом для будущего процветания Российской Федерации. Сформированность у выпускников среднего профессионального образования общих и профессиональных компетенций является ключевым показателем качества такого образования. Поэтому методы и технологии развития этих компетенций считаются особенно важными и актуальными.

Значимость проблемы мотивации учащихся, обусловленная требованиями общества и отраженная в нормативных документах, таких как Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, становится еще более важной в свете внедрения новейших Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. Эти стандарты учитывают широкое использование электронных образовательных ресурсов, дистанционное обучение и индивидуальное планирование образовательных маршрутов учащихся. Увеличивающиеся требования к профессии делают особенно важной задачу профессиональной подготовки учащихся. Вопрос познавательной мотивации в процессе обучения в техникуме становится все более актуальным и значимым в современной науке и практике. К сожалению, большинство выпускников техникумов часто не готовы к фактической работе в постоянно меняющихся условиях.

Методика профессионального обучения во многих образовательных учреждениях часто основывается на традиционных подходах к учебе и воспитанию учащихся, которые закреплены в учебных планах и программах. Этот подход сконцентрирован на передаче готовых знаний и навыков через информационно-иллюстративное описание учебного процесса. Однако такой подход не способствует формированию у учащихся полного понимания их профессиональной области и возможностей для саморазвития. Поэтому возникает потребность в развитии профессиональной мотивации у будущих специалистов, чтобы они могли изменять свои знания и навыки для успешного решения профессиональных задач. Профессиональная подготовка учащихся ставит перед современным образованием важные задачи, связанные с диагностированием и развитием их потенциала для профессионального развития. Исследование познавательной деятельности учащихся также связано с необходимостью реализации новых образовательных целей, которые стоят перед современными педагогами.

Эта задача возникает из потребностей современного общества, которые предполагают готовность нынешнего поколения найти свое место в условиях конкурентной борьбы. Значимость исследования познавательной мотивации учащихся в системе среднего профессионального образования (СПО) обусловлена общественной важностью и ее влиянием на профессиональное развитие. Эта задача также важна потому, что при развитии познавательной мотивации учащихся их умственная деятельность становится более продуктивной, что в свою очередь готовит их к получению профессионального образования. Сегодня разработка задач профессионального развития молодежи связана с идеей интеллектуализации и гуманизации образования, что открывает возможности для улучшения профориентационной работы и формирования профессионально значимых компонентов познавательной сферы обучающихся. Повышение эффективности профессионального обучения во многом зависит от выбора методов и технологий, которые используют преподаватели в процессе обучения, а также от их способности аргументированно подбирать и использовать необходимые формы и средства обучения.

Мотивация является предметом многоаспектного теоретического и экспериментального исследования в зарубежных и отечественных исследованиях и представляет собой обширную и сложную область исследования. Сложность и многоаспектность задач мотивации обуславливают разнообразные подходы к пониманию ее сути, природы, структуры и методов исследования. Например, Л.С. Выготский рассматривал мотивацию как сложную «психическую систему», т.е. как концепцию, регулирующую функционирование и поступки личности.

В соответствии с Российской педагогической энциклопедией, мотивы представляют собой факторы, которые стимулируют деятельность и определяют направленность активности субъекта, формируясь под воздействием условий его жизни. При рассмотрении этой задачи важно различать два сходных понятия: «стимулирование» и «мотивация» учебной деятельности. Согласно исследованиям М.Г. Ковтуновича, учебная деятельность обучаемых осуществляется под воздействием как мотивов, так и различных внешних стимулов. При определенных условиях эти внешние воздействия могут выступать в качестве стимулов для активности (внешние стимулы).

«Стимул» в данном контексте представляет собой первопричину, побуждающую к деятельности и создающую благоприятные условия для развития. Стимулы активизируют и формируют мотивы, вызывая активную деятельность. Поскольку стимулирование выполняет мотивирующую функцию, их целенаправленное представление личности представляет собой самостоятельный вид деятельности субъектов, который вызывается стимулированием.

Исследования показали, что существующая система организации работы с учащимися техникума не соответствует современным требованиям общества из-за использования методов и средств обучения, которые отдаляют обучающихся от возможности влиять на суть, скорость и качество своего образования. Кроме того, исследователи выявили, что научно-экспериментальная работа, которая должна способствовать формированию познавательной мотивации, оказывается слишком формализованной и не выполняет своей основной цели. Таким образом, система профессионального образования, несмотря на имеющийся потенциал, не готова решать проблемы обучения и воспитания обучающихся в инновационном стиле, которые поставлены современным обществом. Для решения этой проблемы необходимы современные модели развития обучающихся и педагогические условия, которые обеспечат реализацию этих моделей. При анализе этой задачи мы обратились к философской и психолого-педагогической литературе, чтобы выявить мысли, направления и подходы, способные помочь построить целостную теорию данного исследования.

В ходе общефилософского анализа задачи мы уделяли большое внимание теориям С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Д.Н.Узнадзе, И.С.Кон, И.Я.Ядова, П.В.Симонова, П.К.Анохина, В.Н.Мясищева, которые рассматривали мотивацию в контексте основных категорий, важных для личности. Проблема педагогических средств формирования мотивации учащихся была рассмотрена в исследованиях Е.Л. Виноградовой, Н.Ю. Прияткиной, О.И. Шишкиной, Т.У. Каминской, О.А. Дюжевой, Т.О. Гордеевой, А.С. Кривоноговой, В.В. Гижицкого, а также в дополнительном образовании в работах И.А. Лейновой, В.А. Гурова, Ш.Р. Хисамбеева, М.М. Кувалдиной, С.А. Макаровой. Однако анализ публикаций и опыта работы средних профессиональных учебных заведений по данной теме показывает противоречия между академическими знаниями и проблемами их усвоения студентами в процессе учебной деятельности, способами и средствами ее реализации.

Важность проблемы, ее научная и практическая значимость, а также недостаточная разработанность теории и методики послужили основанием для выбора темы исследования: «Развитие мотивации к учебной деятельности как педагогическая проблема в СПО».

Объект курсовой работы: процесс формирования мотивации к учебной деятельности студентов в системе среднего профессионального образования.

Предмет курсовой работы: педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие мотивации обучающихся.

Цель курсовой работы: изучить современные методы и технологии развития мотивации студентов к учебной деятельности в СПО.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мотивации у студентов колледжа

2) Выявить основные проблемы развития мотивации к учебной деятельности у студентов СПО.

3) Определить возможности развития мотивации к учебной деятельности на дисциплине «Психологии» в организациях СПО.

Методы исследования:

  • общетеоретические (анализ и синтез, сравнение, обобщение, индукция и дедукция, абстракция и конкретизация, моделирование, классификация, изучение литературы и др.).

Практическая инновационная значимость данной темы заключается в возможности развития мотивации учащихся к учебной деятельности в системе среднего профессионального образования (СПО). Эта проблема имеет важное значение для педагогической практики, так как позволяет разработать новые подходы к мотивации обучающихся, адаптированные к требованиям современного образования.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ СПО

1.1 Проблема развития мотивации у студентов колледжа

Мотивация, с точки зрения психологии, – осознаваемые либо неосознаваемые психические условия, побуждающие индивидуума к совершению конкретных операций и характеризующие их направленность и цели [4].

Слово мотивация используется в абсолютно всех областях психологии, изучающих предпосылки и механизмы целенаправленного поведения личности. Мотивацию составляют побуждения, инициирующие активность личности и характеризующие нацеленность этой активности. Педагогика трактует данное понятие таким образом: мотивация – единое название для процессов, методов и средств побуждения обучающихся к результативной познавательной деятельности, инициативному изучению содержания образования [5].

Мотивация – это внутренняя психическая характеристика личности, которая обретает отражение во внешних проявлениях, в взаимоотношении личности к находящемуся вокруг обществу, разным типам деятельности [9].

Познавательная мотивация обучающегося – это его деятельностный подход к обучению, осуществление стремления хорошо обучаться, самосовершенствоваться [17].

Для того чтобы у обучающегося появилась устойчивая внутренняя мотивация «хочу обучаться хорошо», необходимо, чтобы каждый заявлял себе: «Я смогу! Я достигну!». Этому крайне благоприятно содействуют участие в различных конкурсных мероприятиях, состязаниях, олимпиадах.

Под мотивом, что стимулирует студента учиться, предполагается не единственный, а несколько мотивов различного характера, которые можно разделить на соответствующее категории:

- учебно-познавательные (заинтересованность к обучению, рвение к получению знаний, познавательная потребность, любопытство);

- непосредственно-побуждающие (яркость, новшество, увлекательность, боязнь перед наказанием);

- перспективно-побуждающие (обязанность, чувство долга) [20].

Мотивационная сфера или мотивация в широком значении слова с этой точки зрения подразумевается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие её качества, как нацеленность, ценностные ориентации, установки, общественные ожидания, притязания, чувства, волевые качества и прочие общественно-психологические характеристики.

Значимым для изучения структуры мотивации является выделение Б.И. Додоновым её  структурных компонентов:

- наслаждения от самой работы,

- важности для персоны прямого её итога,

- «мотивирующей» силы вознаграждения за работу,

- принуждающего давления на человека.

Первый структурный элемент условно назван «гедоническим» элементом мотивации, остальные три его целевыми элементами. Совместно с этим 1-ый и 2-ой выявляют нацеленность, уклон на саму работу (её процесс и исход), являясь внутренними по отношению к ней, а 3-ий и 4-ый закрепляют внешние (негативные и позитивные по отношению к работе) условия влияния [17].

Всего 23 источника

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское