Введение
Глава 1. Современные научные представления о лексических нарушениях у детей с общим недоразвитием речи
1.1 Представления о лексической системе русского языка
1.2 Закономерности формирования лексической системы у детей с нормальным речевым развитием
1.3 Понятие и механизмы лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Глава 2. Научно-методические основы исследования лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1 Обоснование и описание системы заданий для выявления лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.2 Организация исследования и анализ лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.3 Обоснование направлений и содержания логопедической работы по преодолению лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблема формирования словарного запаса, а особенно, у детей с речевыми нарушениями занимает важнейшее место в современной логопедии. Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием его познавательной деятельности. Овладение словом отражает, прежде всего, процесс соотношения мышления и речи в сознании ребенка и во многом определяется уровнем его интеллектуального развития, тесно связано с формированием восприятия, памяти других психических процессов. В свою очередь лексическая система речи оказывает существенное влияние не только на речевое развитие в целом, но и на формирование познавательной деятельности ребенка, так как именно значение слова, по мнению Л.С. Выготского, «является единицей речевого мышления».
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Согласно ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием разностороннего развития ребенка как личность. Именно дошкольное детство сенситивно к усвоению речи. Чем раньше начнется процесс обучения, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
В настоящее время отмечается значительный рост числа детей, имеющих общее недоразвитие речи. Специфические особенности лексикона дошкольников с общим недоразвитием речи, связанные с его количественной и качественной неполноценностью, обусловлены тем, что эти дети не могут спонтанно, без оказания специальной коррекционно-логопедической помощи, встать на путь онтогенетического развития речи нормальных детей.
Проблема исследования заключается в выявлении особенностей лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и возможностей их диагностики и коррекции.
Объект исследования: лексические нарушения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система заданий для выявления лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, их диагностика и коррекция.
Цель исследования: определение особенностей лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, их диагностика и коррекция.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть научно-методическую литературу по вопросам формирования лексической системы у детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи.
2. Проанализировать методики по выявлению нарушений лексической системы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Изучить на практике особенности лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования; практическое исследование.
База исследования: МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 472 «Тигренок». В исследовании участвовали 10 детей в возрасте от 5 до 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, обусловленное дизартрией по логопедическому заключению ПМПК.
Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложения.
1. Антонова, Е. В. Функциональные особенности семантической структуры слова у дошкольников с ОНР //Царскосельские чтения /Е. В. Антонова. – СПб., 2001. – 104с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей /Е. Ф. Архипова. – Москва: АСТ: Астрель, 2008. – 224с.
3. Баева, А. И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи /А. И. Баева //Логопед. – 2004. – №2. – 74 с.
4. Вдовина, И. А. Особенности воспроизведения слоговой структуры слова детьми с ОНР //Логопед. /И. А. Вдовина. – 2012. – №2. – 11 с.
5. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня /О. М. Вершинина. – 2004. – №1. – 25 с.
6. Визель, Т. Г. Речь и проблемы общения у детей /Т. Г. Визель. – М.: Аадемия, 2005. – 32 с.
7. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /В. К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2015. – 158 с.
8. Выготский, Л. С. Психология /Л. С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2013. – 1008 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи /А. Н. Гвоздев. – М.: Академия, 2007. – 471 с.
10. Гончарова, В. А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи. Автореф. дис. канд. пед. наук /В. А. Гончарова. – СПб. , 2002. – 24 с.
11. Гончарова, В. А. Общие направления работы по коррекции нарушений лексики у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи /В. А. Гончарова //Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1. – С. 78-90.
12. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона /О. Е. Громова. – М.: Сфера, 2003. – 173 с.
13. Деревянко, Н. П. и др. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи /Н. П. Деревянко, Е. А. Лапп //Практическая психология и логопедия. – 2006. – №4. – 57 с.
14. Еремина, В. Н. Обогащение и развитие лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи /В. Н. Еремина. – Рязань, 2001. – 45 с.
15. Жинкин, Н. И. Механизмы речи /Н. И. Жинкин. – М: Изд-во АПНРСФСР, 1958. – 378 с.
16. Жукова, Н. С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников /Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2003. – 317 с.
17. Исаева, Т. И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях //Школьный логопед /Т. И. Исаева. – 2006. – № 4. – 30 с.
18. Кондратенко, И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи /И. Ю. Кондратенко. – СПб, 2006. – 240 с.
19. Коноваленко, В. В. Синонимы /В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: ГНОМ и Д, 2005. – 128 с.
20. Кошелева, И. Н. Формирование лексической стороны речи у старших дошкольников с нарушением речи /И. Н. Кошелева //Вестник Брянского государственного университета. – 2011. – № 1. – С. 140-144.
21. Кривощапова, Л. О. Пути формирования навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи /Л. О. Кривощапова //Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – Т. 2. – № 10. – С. 124-131.
22. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи /Р. И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб: Речь, 2006. – 160 с.
23. Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи /Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб: Питер, 2001. – 224 с.
24. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды /Ред.-сост. Г. В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2015. – 224 с.
25. Логопедия /Под ред. Л.С.Волковой и С.Н. Шаховской. – М.: Просвещение, 2003. – 680 с.
26. Парамонова, Л. Г. Говори и пиши правильно /Л. Г. Парамонова. – СПб.: Питер, 2012. – 432 с.
27. Полозова, О. В. Социальный компонент в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками в ОНР /О. В. Полозова //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2016. – № 6. – С. 171-176.
28. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи /С. Н. Сазонова. – М.: Академия, 2005. – 144 с.
29. Седых, Н. А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия /Н. А. Седых. – М.: Академия, 2006. – 319 с.
30. Сековец, Л. С. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ /Л. С. Сековец. – Москва: АРКТИ, 2006. – 368 с.
31. Серебрякова, Н.В. Формирование лексики у дошкольников со стертой дизартрией: монография /Н.В. Серебрякова. – СПб: НАУКА-ПИТЕР 2006. – 16 с.
32. Сидорова, У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия /У. М. Сидорова. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.
33. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей /Л. Н. Смирнова. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 72 с.
34. Смольникова, Н. Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста /Н. Г. Смольникова //Педагогическое образование в России. – 2015. – №12. – С. 21-23.
35. Судакова, В.Е Методика формирования речи-рассуждения у дошкольников с речевым недоразвитием /В. Е. Судакова //Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 5. – С. 165-168.
36. Ткаченко, Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и практических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками /Т. А.Ткаченко. – М.: ГНОМ и Д, 2002. – 104 с.
37. Топчий, М. В. Междисциплинарный аспект проблемы системных нарушений речи /М. В. Топчий //Материалы VII Международной научно-практической конференции (26 апреля 2015 г.). – Махачкала, 2015. – С. 53-57.
38. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение /Т.Б. Филичева, Т.В Туманова. – М.: Просвещение, 2000. – 28 с.
39. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста /Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 2000. – 314 с.
40. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие /Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 225 с.
41. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи /С. Н. Цейтлин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
42. Циркунова, Н. И. Формирование лексико-грамматических форм речи у детей с ОНР /Н. И. Циркунова //Логопед. – 2013. – № 3. – 47 с.
43. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений /Г. В. Чиркина. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
44. Чобот, Ж. П. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи /Ж. П. Чобот //Вестник Витебского государственного университета. – 2012. – Т. 3. – № 69. – С. 119-122.
45. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками /Г.Р.Шашкина, Л. П.Зернова, И. А. Зимина. – Москва, 2003. – 240 с.
46. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи /Г.С. Швайко. – М.: Айрис-пресс, 2016. – 64 с.
47. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах /Д.Б. Эльконин. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2015. – 130 с.