Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие познавательной активности в педагогической и психологической литературе
1.2 Особенности формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
1.3 Возможности формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством организации развивающей предметно пространственной среды группы
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей предметно-пространственной среды группы
2.1 Организация диагностического исследования уровня познавательной активности детей старшего возраста
2.2. Описание деятельности воспитателя по организации развивающей среды направленной на формирование познавательной активности
Заключение
Список использованных источников
Приложение
В современном дошкольном образовании проблема формирования и развития у дошкольников познавательной активности является достаточно актуальной, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно лишь благодаря его активности и деятельности, что в свою очередь способствует формированию самостоятельности и инициативности.
Формирование развивающей предметной среды в дошкольном учреждении, где дети смогут продемонстрировать свою самостоятельность и творческую активность, представляет собой одну из ключевых целей педагогов в дошкольной сфере образования. Развивающая предметно-пространственная среда, согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), является частью образовательного пространства, специально спроектированного с использованием материалов и оборудования, которое обеспечивает развитие детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями [5].
Создание развивающей пространственной среды в дошкольных учреждениях становится все более актуальной в настоящее время. В соответствии с запросами ФГОС ДО, требуется создать благоприятные условия для выполнения вышестоящей задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей [5]. В связи с чем создание развивающей среды в группах детского сада помогает достичь целей, связанных с осуществлением государственной образовательной программы дошкольного образования, обеспечению пространства группы необходимым педагогическим материалом и оборудованием, обеспечению охраны здоровья детей и их двигательной активности, созданию условий общения и совместной деятельности.
Объект исследования – процесс формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – предметно-пространственная среда как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – выяснить эффективность организации развивающей предметно-пространственной среды как средства формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие познавательной активности в педагогической и психологической литературе,
- рассмотреть особенности формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста,
- определить возможности формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством организации развивающей предметно пространственной среды группы.
При осуществлении работы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ источников, анализ, обобщение.
Теоретическая основа исследования. Значимость этой задачи была отмечена такими известными специалистами в области психологии и образования, как Р.Б. Стеркина, В.А. Петровский, В.В. Давыдов, Е.В. Бодрова.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие познавательной активности в педагогической и психологической литературе
В переводе с латинского, активный – энергичный (деятельный), а активность – это усиленная деятельность, или деятельностное состояние.
Б.К. Пашнев определяет активность как собственную динамику живых существ, как источник преобразования ими жизненно значимых связей с окружающим миром [16, С. 53].
Существует несколько интерпретаций понятия «познавательная активность» в различных направлениях психолого–педагогического поиска:
– П.М. Лебедев определяет ее как инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, проявлению интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении. В данном случае она включает в себя интерес, самостоятельности и волевые усилия школьников [20, С. 73];
– мера умственного усилия, направленная на удовлетворение познавательного интереса, характеризующая потребностно–мотивационную сторону жизнедеятельности индивида, направленную на конструирование когнитивной модели реальности [16, С. 39];
– М.С. Ткачевой оно имеет определение как сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками. В данном случае акцентируется интерес на самостоятельной деятельности учителя и учеников [33, С. 57];
– Е.Е. Клопотова характеризует ее как черту личности, проявляемую в отношении к познавательной деятельности. Она предполагает состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленная на усвоение ребенком социального опыта, накопленных знаний и способов деятельности . Иными словами, она проявляется чаще всего в процессе восприятия и мышления [17, С. 57];
– М.А. Кириллина дает определение, как действие эмоционально– оценочного отношения обучаемого к процессу и результату познания, которое проявляется в стремлении человека учиться, преодолевая на пути приобретения знаний определенные трудности, прилагая максимум волевых усилий, энергии в умственной работе [16, С. 31];
– Т.В. Вальвакова определяет познавательную активность как избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям [7, С. 122].
В настоящее время пока не существует общепризнанного определения понятия «познавательная активность» и ее структуры, без выделения показателей системы показателей и критериев.
В зависимости от специфических особенностей саморегуляции в системе познавательных процессов активность выступает по трем уровням:
- Активность внимания, вызываемая новизной стимула и направленная на ориентировочно–исследовательскую деятельность.
- Исследовательский уровень, вызываемый выявлением проблемных ситуаций в условиях обучения, профессиональной деятельности и общении.
- Личностный уровень, выраженный в форме «интеллектуальной инициативы», «надситуативной активности» и «самореализации личности» [31, С. 125].
С позиции качественного измерения познавательной активности, существует разделение ее на уровни: