Введение
Глава 1. Особенности педагогического общения
1.1 Общение в процессе деятельности педагога
1.2 Личностно-ориентированная модель общения педагога с дошкольниками
Глава 2. Изучение влияния педагогического общения воспитателя на личностное развитие дошкольника
2.1 Основные положения исследования
2.2 Изучение личностных особенностей дошкольников
2.3 Изучение особенностей педагогического общения воспитателей
2.4 Рекомендации по оптимизации уровня общения у воспитателей и оценка их эффективности
Заключение
Список использованной литературы
Наше общество переживает сложнейший этап преобразований. Происходящие в России реформы, переход к рыночным отношениям оказывают на сферу образования как позитивное, так и негативное влияние.
За последнее десятилетие в жизни образования произошли значительные изменения: введены вариативные учебные планы, открываются новые типы учебных заведений (детский сад-школа, школа - сад, гимназия, лицей и т.д.), утвержден базисный учебный план, включающий федеральный, региональный и школьный компоненты, внедряется федеральная программа развития образования. Позитивные изменения в жизни общества, связанные с ее демократизацией, способствовали провозглашению педагогики сотрудничества, ориентира на общечеловеческие ценности. Вместе с тем в последние годы наблюдается кризис образования, обусловленный дефицитом его финансового обеспечения, превращением образования в инструмент рыночных отношений, приверженностью образования традиционному укладу его организации, который очень часто не вписывается в жесткие быстроменяющиеся рыночные реалии современного общественного развития России.
Стержнем педагогической работы должна стать реализация целей и задач образования через учебно-воспитательную деятельность, основанную на личностно-ориентированной педагогике и гуманистических принципах сотрудничества педагога и ребенка, продуктами которой одновременно являются и рациональная технология учения, и всестороннее развитие личности. Партнерство, сотрудничество педагогов, ставшие ведущими чертами жизни, будут стимулировать поиск новых форм межличностного общения и, вне сомнения, способствовать повышению качества обучения и воспитания подрастающего поколения.
Проблему общения, межличностного взаимодействия педагогов и воспитанников В.А. Сухомлинский назвал самой неискоренимой и самой человечной. Невозможна успешная работа педагога там, где не налажено сотрудничество с детьми.
По данным психологов, гуманистический стиль общения, добрые деловые взаимоотношения повышают эффективность обучения на 15 - 18%. И наоборот, отсутствие их снижает работоспособность от 10 - 20% у слабых до 37% - у сильных учеников. Еще больше страдает сам педагог. Плохое настроение снижает производительность его труда. Культура общения составляет неотъемлемую часть духовной культуры педагога. Она всегда относилась к числу важнейших качеств его личности.[4; 16] Особое значение общение приобретает в работе с дошкольниками, потому что именно в этом возрасте происходит становление личности, закладываются основные поведенческие характеристики.
Изучение личностных особенностей дошкольников связано с именами К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, С.Т.Шацкого, Е.А.Аркина, М.Х.Свентицкой, Е.И.Тихеевой и др. Проявляя глубокий интерес и уважение к развивающейся личности воспитанника, они выстраивали его образование через формирование психических, духовных, мыслительных актов, определяющих способ человеческого бытия. Современная педагогическая наука рассматривает дошкольный возраст как период целенаправленного развития базовых качеств личности. Значимыми для нашего исследования являются работы, рассматривающие различные аспекты личностного становления (Ш.А.Амонашвили, Ш.Бюллер, А.В.Запорожец, К.Роджерс, Э.Фромм, Э.Эриксон).
Перечисленные аспекты свидетельствуют о чрезвычайной сложности и многогранности личностного развития в дошкольном детстве, ценность которого состоит в том, что заложенный в этот сравнительно короткий период жизни фундамент имеет непреходящее значение для всего последующего развития ребенка. Именно в этот период формируются качества, необходимые для понимания себя, осмысления новых социальных связей, поэтому уже в детском саду необходимо направленно развивать системные качества личности.
Однако в современной научно-педагогической литературе нет исследований, систематизирующих представления о личности дошкольника как развивающемся феномене. Недостаточно изучены условия и факторы формирования этих способностей ребенка в дошкольном образовании.
Таким образом, анализ реальных потребностей и тенденций развития современного дошкольного образования выявил актуальность проблемы личностного развития дошкольников в условиях детского сада и изучения педагогического общения как одного из факторов этого процесса. Резервы дошкольного образования во влиянии на личностное развитие воспитанников значительны, однако они могут оставаться таковыми, если не будет специального педагогического обеспечения их реализации.
Данное требование общества и определило тему нашей работы: «Педагогическое общение как фактор личностного развития дошкольника»
Цель исследования: охарактеризовать особенности педагогического общения как фактора личностного развития дошкольника.
Объект исследования: процесс организации педагогического общения.
Предмет исследования: педагогическое общение как фактор личностного развития ребенка дошкольного возраста.
Гипотезой исследования является положение о том, что педагогическое общение как фактор личностного развития дошкольника будет эффективным, если соблюдаются следующие условия: педагогическое общение является профессиональным; педагогическое общение является личностно-ориентированным; преобладающий стиль общения – дистанция; в процессе взаимодействия организуется продуктивное общение.
Задачи исследования: проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования; определить сущность понятия «общение педагога»; рассмотреть специфику культуры педагога; эмпирически проверить влияние педагогического общения на личностное развитие дошкольников.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении данных по проблеме определения педагогического общения, его эффективности; выделены требования к педагогической культуре специалиста.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций воспитателям по способам оптимизации педагогического общения как фактора личностного развития дошкольника.
Методы исследования: анализ литературы, обобщение данных, наблюдение, тестирование.
Опытной базой исследования является МДОУ № 348 города Челябинск, подготовительная группа. На момент проведения эксперимента в группе было 8 детей.
Этапы проведения исследования:
Констатирующий – на данном этапе проводился анализ психолого-педагогической литературы по теме работы, были определены основные теоретические положения исследования; оформлена теоретическая часть работы.
Экспериментальный – на основе анализа литературы, в соответствии с целями и задачами работы была разработана и реализована программа исследования, направленная на оценку педагогического общения работающих воспитателей МДОУ и его влияния на личностное развитие дошкольников; проведено эмпирическое исследование; разработаны и внедрены рекомендации по оптимизации педагогического общения, проведена оценка эффективности данных рекомендаций.
Контрольный – обобщение полученных данных, оформление работы, формулирование выводов.