Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социализации детей
1.1 Анализ литературы по проблеме социализации детей
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
1.3 Направления деятельности педагога по организации процесса социализации дошкольников
Выводы по главе 1
Глава 2. Методические аспекты социализации детей дошкольного возраста
2.1 Изучение социально значимых качеств детей дошкольного возраста
2.2 Содержание работы педагога по социализации детей дошкольного возраста
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
.. 38
Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.
Социализация происходит в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей; в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е. воспитания; в процессе саморазвития, самовоспитания человека. Воспитание можно определить как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации.
Поскольку социальное воспитание лишь составная часть процесса социализации, то оно рассматривается в следующем контексте: какие социальные обстоятельства прямо или косвенно влияют на воспитание человека в масштабах планеты, страны, места его проживания (регион, район, тип поселения), какую роль в жизни ребенка играют средства массовой коммуникации, семья, общение с окружающими людьми и некоторые другие факторы.
Все многообразие перечисленных выше факторов в социологии, педагогике и психологии носит название «социальная среда». В зависимости от того, в какие отношения вступает ребенок с окружающей средой, какие проблемы возникают – исходя из этих аспектов будет зависеть успешность процесса социализации. В настоящее время эта проблемы является особо актуальной для таких наук, как социальная педагогика, социальная работа, общая педагогика и т.д. Становлении социально активного человека определяет уровень его успешности в дальнейшем, уровень его активности и готовности к самоизменениям. современному обществу необходим именно данный тип человека – активного, саморазвивающегося, способному к творческой и профессиональной адаптации в любых условиях.
Становление социальной активности начинается с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни человека. Ряд ученых (И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, С.А. Кузнецова и др.) отмечают особое значение детства в данном процессе, т.к. в этом возрасте формируются основные социально значимые качества личности. Поэтому в детстве необходим учитывать все возможные факторы, положительно и отрицательно влияющие на процесс становления активно развивающейся личности..
Феномен «социальной среды» рассмотрен в работах Л.В. Мардахаева, В.А. Титова, Л.И. Новиковой; вопросами взаимодействия среды и воспитания занимались ученые В.А. Караковский, Р.А. Литвак, А.В. Мудрик. Несмотря на актуальность данной проблемы, отмечаем, что количество работ, посвященных данной проблеме, недостаточно.
Это положение и определило тему нашей работы: «Особенности социализации детей дошкольного возраста».
Цель исследования: обосновать содержание работы социального педагога по социализации детей.
Объект исследования: процесс социализации детей.
Предмет исследования: содержание работы педагога по социализации дошкольников.
Задачи:
- изучить литературу по проблеме;
- выявить особенности социализации детей дошкольного возраста;
- проанализировать содержание деятельности педагога по социализации детей дошкольного возраста;
- разработать и апробировать программу деятельности педагога по социализации дошкольников.
Методы исследования: теоретико-ориентированные – анализ литературы, обобщение и систематизация материала; практико-ориентированные - наблюдение, тестирование.