Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования влияния игры на психическое развитие дошкольника
1.1. Сущность понятия «общение» и его развитие в дошкольном возрасте
1.2. Влияние игры на психическое развитие дошкольника
1.3. Развитие коммуникативных умений у дошкольников
Глава 2. Анализ практического опыта по развитию общения в дошкольном возрасте при помощи игры
2.1. Анализ основных программ для ДОУ на предмет использования игр и театрализованной деятельности для развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
2.2. Опыт работы по внедрению театрализованных игр с целью активизации коммуникативных способностей старших дошкольников
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а так же через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Поскольку человек – существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Общение – это взаимодействие людей, в нем всегда развертывается взаимопонимание людьми друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения. Межличностное общение оказывается таким процессом, который должен рассматриваться как система человек – человек. Игра помогает ребенку научиться взаимодействовать в обществе, способствует становлению коммуникативных навыков, позволяет подготовиться к школе.
Актуальность данной темы подчеркивается не только тем, что в последнее время в связи с повышением психолого-педагогической грамотности родителей, особое внимание уделяется социализации и становлению личности ребенка, но и тем, что многие педагоги и родители осознают значимость детской игры в становлении общения дошкольников со сверстниками.
Объект исследования – общение дошкольников.
Предмет исследования – особенности воздействия игры на развитие общения у дошкольников.
Целью данной курсовой работы является изучить формирование общения у детей дошкольного возраста через игру.
Задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- определить сущность понятия «общение», изучить особенности общения дошкольника со сверстниками;
- рассмотреть детскую игру как фактор, влияющий на развитие общения дошкольников;
- проанализировать опыт педагогов по использованию коммуникативных игр для развития общения дошкольников.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка используемых источников и приложения.
Глава 1. Теоретические основы исследования влияния игры на психическое развитие дошкольника
1.1. Сущность понятия «общение» и его развитие в дошкольном возрасте
Жизнь человека в группе и обществе невозможно представить без общения. Общение играет решающую роль для формирования человеческой психики. Р. С. Немов полагает, что «…через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям и научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества… Через общение с развитыми личностями он сам превращается в личность» [12, с. 517].
Проблему психологии общения разрабатывали выдающиеся наши психологи Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев и др. Так, с точки зрения Л. С. Выготского, одного из основоположников отечественной психологии, в процессе индивидуального развития первичны такие формы человеческого общения, как взаимодействие двух индивидов, отношения диалога, спора и т.д.
По убеждению Г. М. Андреевой анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром.
Г. М. Андреева пишет: « …сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности» [1 с. 74].
Если бы от рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы личностью, а оставался полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически, напоминая человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что «…будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии» [8, с. 372].
Общение - это не только научение, обмен информацией, знаками, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким результатом обычно является изменение поведения и деятельности других людей.
Существуют различные теории общения. Множество теорий обуславливаются многообразием самого процесса общения и многообразием подходов к проблеме психологии общения.
Теория общения З. Фрейда основана на убеждении, что в процессе взаимодействия людей воспроизводится их детский опыт. Согласно Фрейду, в различных жизненных ситуациях мы применяем понятия, усвоенные в раннем детстве. «…Мы склонны с уважением относится к человеку, облеченному властью, например к начальнику — если нам он напоминает кого-то из родителей» [20, с. 109].
К. Юнг считает, что «люди общаются друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты» [20, с. 132].
Первые шесть лет жизни ребенка – это период бурного, чрезвычайно интенсивного его развития, непрерывного совершенствования физических возможностей, развития психики, становления личности, формирование коммуникативных способностей. Ребенок в эти годы овладевает телом и основными движениями, на основе быстро развивающейся сенсорики и двигательной координации формируются и совершенствуются процессы восприятия. Ребенок овладевает речью, а интеллект и мышление проходят основные стадии развития: от наглядно-действенного до логического.