ВВЕДЕНИЕ
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СТРУКТУРЫ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Типы и структуры семей
1.2 Типы неполных семей и источники их формирования
1.3 Влияние неполной семьи на ребенка дошкольного возраста
II ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СОСТАВА СЕМЬИ НА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Последнее десятилетие характеризуется масштабными изменениями в политическом, экономическом, социальном и культурном укладе жизни страны. В условиях переходного периода, то есть в ситуации кризиса и нестабильности в социально-экономической и политической сферах, обостряются противоречия в обществе, усиливается воздействие на семью традиционных негативных факторов объективного порядка и продуцируются новые. Нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослых членов семьи, связанных с трудностями адаптации к новым условиям, с поиском выхода из кризисной ситуации, с изменением социального и профессионального статуса, с безработицей, с дополнительной занятостью, с постоянным возникновением в стране экстремальных ситуаций и вынужденными переменами места жительства, негативно сказывается на семейном благополучии.
Таким образом, социальная нестабильность является фактором, дестабилизирующим психологический климат, изменяющим систему отношений в семье. Низкая культура межличностного общения в семье приводит к фрустрации значимых потребностей личности: в эмоциональном контакте и эмоциональной разрядке, в признании, во внимании, сопереживании, понимании, в оценке достижений и так далее, что снижает удовлетворенность людей семейными отношениями и приводит к их дестабилизации.
В особо трудных обстоятельствах оказались неполные семьи, в которых уровень семейного неблагополучия, обусловленный объективными причинами макросоциального характера, оказался значительно выше, чем в других типах семей.
Подобное положение семьи способствует формированию запроса о психологической помощи и поддержке семье как важнейшей социальной форме организации бытия индивида. Ответом на этот социальный запрос стало интенсивное развитие служб семьи, возникновение широкого круга учреждений и организаций, ставящих своей целью оказание психологической помощи и поддержки семье. Данной общественной потребностью обусловлено пристальное внимание к проблемам семьи со стороны специалистов, взаимодействующих с различными ее членами, в частности, воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Актуальность данного исследования обусловлена ростом количества неполных семей в современном обществе. Особенности детско-родительских отношений, в частности, на протяжении дошкольного возраста ребенка, существенным образом определяют успешность его социального взаимодействия в будущем, поскольку именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает многочисленные социальные роли, совершает пробы в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Цель данной работы – изучить состав семьи как фактор тревожности у ребенка дошкольного возраста.
Объект исследования – структура семьи.
Предмет исследования – тревожность детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- выявить типы семей;
- рассмотреть типы неполных семей и источники их формирования;
- изучить проблемы, возникающие в неполных семьях;
- выявить влияние неполной семьи на тревожность ребенка дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что тревожность детей-дошкольников в неполных семьях выше, чем тревожность детей в полной семье.