Введение
1. Теоретический аспект исследования правильной речи дошкольников
1.1. Значение воспитания звуковой культуры речи
1.2. Овладение детьми звуковой культурой речи
1.3. Анализ точек зрения на развитие культуры речи дошкольников
1.4. Методика воспитания правильной речи у дошкольников
2. Эмпирическое исследование воспитания правильной речи у дошкольников
2.1. Диагностика сформированности правильной речи
2.2. Опытно-педагогическая работа по воспитанию правильной речи у дошкольников
2.3. Выявление эффективности проведенной работы
Заключение
Список литературы
Приложение
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К.Д. Ушинский).
Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как: а) правильное произношение звуков и слов; б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка [23].
Такое понимание объясняется общепринятым тогда в языкознании подходом к культуре речи как к ее правильности. В конце 60-х гг. прошлого века в понятии «культура речи» стали выделять две стороны: правильность и коммуникативную целесообразность (Г.И. Винокур, Б.Н. Головин, В.Г. Костомаров, А.А. Леонтьев). Правильная речь считается необходимой, но низшей ступенью, а коммуникативно-целесообразная речь – высшей ступенью овладения литературным языком. Первая характеризуется тем, что говорящий употребляет языковые единицы в соответствии с нормами языка, например без носков (а не без носок), надеть пальто (а не одеть) и др. Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями. Вторая характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Здесь имеется в виду выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла. Эту вторую, высшую ступень школьные методисты применительно к школьной практике речевого развития назвали хорошей речью [17].
Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность.
Такой подход в определенной мере можно использовать и по отношению к дошкольному возрасту, более того, он обнаруживается при анализе современных программ детского сада, методической литературы по проблемам речевого развития детей. Развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета. Экспериментальные исследования, опыт работы свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту дети могут овладеть не только правильной, но и хорошей речью.
Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф.А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи: структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога); когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).
Цель данной работы – воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – правильная речь дошкольников.
Предмет исследования – формирование правильной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Рассмотреть значение воспитания звуковой культуры речи.
- Проанализировать овладение детьми звуковой культурой речи.
- Изучить методику воспитания правильной речи у дошкольников.
- Провести опытно-экспериментальную работу по воспитанию правильной речи у дошкольников.
- Выявить эффективность проведенной работы.
Методы исследования:
- Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы; сравнение; обобщение; синтез.
- Эмпирические методы: тестирование, разработка и апробация системы занятий.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность, определяется объект и предмет, формулируются цель и задачи исследования. В первой главе на основе анализа теоретических источников раскрыты вопросы формирования правильной речи у дошкольников. Во второй главе представлены результаты собственных исследований. В заключении приведены выводы по исследованию. Список использованной литературы содержит 32 источника.