Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование вопроса организации подготовки дошкольников к обучению в школе
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу организации подготовки детей к школе
1.2 Компетентность педагога в развитии предпосылок учебной самостоятельности дошкольников
1.3 Деятельность воспитателя в процессе подготовки к школе
Глава 2. Изучение эффективности организации подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе
2.1 Основные положения исследования
2.2 Оценка уровня подготовленности дошкольников к обучению в школе и уровня социализированности
2.3 Рекомендации воспитателю по организации эффективной подготовки к школьном обучению
Заключение
Список литературы
Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.
Большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода - год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально - волевой. Правовую основу по подготовке детей к обучению в школе составляют: Закон об образовании РФ от 10.07.1992 года №3266-1, типовое Положение об образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.03.2009г. №196, ст. 52 ПС РФ и ст. 86 ПС Р
Успешному решению задач развития личности ребенка, повышению эффективности его обучения, способствует уровень педагогической компетентности воспитателя в вопросах организации подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование ,которое требует комплексных психолого-педагогических исследований.
Вопросы по готовности к обучению в школе рассматривают педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович., Л.А.Венгер., А.Л. Венгер., Л.С.Выготский, А.В. Запорожец., А. Керн , А.Р.Лурия, B.C. Мухин, С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова и другие . Учеными дается не только базис знаний, навыков и умений ребенка при переходе из детского сада в школу, но и рассматриваются вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей к школе , методики определения готовности, а также, пути коррекции негативных результатов и рекомендации по работе с детьми и их родителями. Важное место в проблеме подготовки детей к обучению в школе занимают вопросы учебной самостоятельности, так как при начавшихся изменениях в образовательных программах и создаваемой среде развития актуальными остаются вопросы взаимодействия педагогов с детьми.
Цель исследования: проанализировать и выявить эффективные пути организации подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Объект исследования: процесс подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Предметом исследования психолого-педагогические условия подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
В основу работы положена гипотеза: организация подготовки детей к школе будет более эффективна, если повысить педагогическую компетентность воспитателей МДОУ в развитии предпосылок к учебной самостоятельности дошкольников.
Цель и гипотеза определила задачи работы:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам организации подготовки детей к обучению школе.
2.Обосновать условия, критерии и методики, по организации подготовки детей к обучению в школе.
3.Составить практические рекомендации по повышению педагогической компетентности воспитателей ДОУ в вопросах развития учебной самостоятельности дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования:
1.Анализ психолого - педагогической литературы по данной проблеме.
2.Наблюдение за деятельностью детей и педагогов ДОУ в процессе обучения.
3.Педагогический эксперимент, проводившийся в естественных условиях и включавший констатирующий, развивающий и контрольный этапы.
4.Беседа.
5.Тестирование.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.