ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1. Экспериментальная деятельность: понятие, сущность, требования к организации
1.2. Роль экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности дошкольников
1.3. Особенности развития познавательной активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1.4 Методика организации экспериментальной деятельности в познавательном развитии старших дошкольников с ОНР
Глава 2. Проектирование экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности старших дошкольников с ОНР
2.1 Определение уровня познавательного развития старших дошкольников
2.2 Преобразование проблемы познавательного развития старших дошкольников в ходе экспериментальной деятельности
2.3 Обсуждение результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В соответствии с требованиями ФГОС ДО ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.
Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.
Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.
О преимуществах данного метода говорили многие выдающиеся педагоги и психологи как: Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л. С. Выготский и многие другие. Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.
Цель – выяснить, как экспериментальная деятельность влияет на развитие познавательной активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект – познавательная активность детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет – экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования заключается в предположении благоприятного развития познавательной активности старшего дошкольника при использовании экспериментальной деятельности.
Практическая значимость исследования связана с разработанной коррекционно-развивающей программой по повышению уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, которая может быть использована психологами, логопедами, педагогами дошкольных образовательных учреждений при работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Глава 1. Теоретические основы организации экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1. Экспериментальная деятельность: понятие, сущность, требования к организации
Совершенствование образовательного процесса сегодня идет в направлении увеличения активных методов обучения, повышающих личное участие каждого ребенка, его интерес к познанию и освоению нового. Как считают А.И. Иванова [9], О.В. Киреева [10], Н.А. Одинокова [14], А.Н. Поддьяков [15], А.И. Савенков [18] и другие, первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Авторы отмечают, что именно в дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развиваются возможности мыслительной деятельности, идет становление познавательных интересов, развивается продуктивная и творческая деятельность, расширяется взаимодействие с окружающим миром. Все это создает реальную основу для развития достаточно сложных исследовательских умений дошкольника и совершенствования его исследовательской активности.
Среди возможных средств развития исследовательской активности исключительного внимания заслуживает детское экспериментирование, которое считают особым видом педагогической работы, охватывающей все стороны деятельности.
По мнению А.Н. Поддьякова: «Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем» [15].
Активность исследования, которая регулируется сознанием и активностью самой личности, профессоры И.А. Зимняя и Е.А. Шашенкова определяют, как исследовательскую деятельность, которая основывается на достижении целей и удовлетворении познавательных и интеллектуальных потребностей [7].
Академик А.И. Савенков подчеркивает, что исследовательская деятельность является творческой. Он рассматривает экспериментирование и исследовательскую практику дошкольника не только как один из множества методов обучения детей, но и как основной путь для познания окружающего мира и интеграции в общество [18].
О.В. Киреева утверждает, что, развиваясь как деятельность, направленная на познание и изменение объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности и саморазвитию ребенка [10].
Таким образом, детское экспериментирование - это прежде всего активная и преобразующая деятельность детей. В условиях современных дошкольных учреждений этот вид деятельности становится одним из актуальных аспектов оптимизации педагогической и коррекционной работы, направленной на преодоление и коррекцию нарушений развития, а также на формирование творческой инициативности и самостоятельности детей в процессе экспериментирования.
Цель опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении заключается в формировании и расширении представлений детей о живой и неживой природе через практическое самостоятельное познание. Педагог работает над этим во время проведения занятий по научно-исследовательской деятельности, на прогулках, на тематических мероприятиях и мотивирует детей к экспериментированию во время самостоятельной деятельности. Для проведения опытных исследований создается специальная предметно-пространственная среда, которая включает уголок исследований, центр экспериментирования или мини-лабораторию. Детское экспериментирование во многом аналогично научному, и дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов и новой информации.
Основная задача ДОУ - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности [19].
В уголке экспериментирования, который является мини-лабораторией или центром науки, должны быть определены следующие зоны: