Курсовая работа|Педагогика

Формирование познавательного интереса у школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2024 | Страниц: 53

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретико-педагогические основы формирования познавательного интереса у школьников
1.1. Теоретические подходы к изучению проблемы формирования
познавательного интереса у школьников в психолого-педагогической литературе

1.2. Условия формирования познавательного интереса у школьников
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
познавательного интереса у школьников 
2.1. Разработка модели формирования познавательного интереса

у школьников 
2.2. Систематизация образовательных ситуаций в учебном процессе,
направленных на формирование познавательного интереса школьников
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

по формированию познавательного интереса у школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы.

Рост масштабов преобразовательной активности в современном социуме, трансформация социально-экономических условий жизнедеятельности, от современной личности требуют постоянного совершенствования когнитивных способностей, а также гармоничного сочетания нестандартного мышления и теоретической базы.

В современном социуме по причине высокого уровня актуальности данных проблематик возросла потребность в проведении глубинных исследований особенностей разнообразных образовательных феноменов.

Для учащихся сегодня особую роль играет постоянное развитие мышления. Объясняется это переходом к словесно-логическому (понятийному) мышлению, т.е. реализуемому вербально и обобщенному отражению реальности, тесно связанному с эмоционально-чувственной сферой личности.

Бесспорно, у современной личности развивать необходимо конструктивное и адаптивное автономное мышление, сохраняя и совершенствуя его продуктивность, активность и критичность.

Механизмы достижения данной цели вариативны. Развитие познавательного (когнитивного) интереса личности базируется на решении практикоориентированных задач широкого спектра.

Познавательный интерес - значимый элемент развития личности, проявляющийся в разных ситуациях, в частности зависящих от реального образовательного поля.

На основании анализа результатов исследований, мы пришли к следующему выводу: обучающиеся, которые не проявляют должного уровня когнитивного интереса, переходят планомерно в категорию (группу) неуспевающих.

В данной работе нами рассмотрены особенности развития мыслительной деятельности современных школьников, тесно связанные со спецификой организации условий, способствующих совершенствованию их познавательных интересов.

Из особенностей личности современных учащихся к барьерам совершенствования познавательного интереса следует отнести комплекс взаимосвязанных со школой отрицательных переживаний, а также низкий уровень самооценки.

В качестве метода устранения этих барьеров мы предлагаем привлечение учеников к творческой, исследовательской деятельности, которая стимулирует когнитивную инициативу, мотивацию к познанию и стремление узнавать больше, позитивные эмоциональные переживания, обусловленные успешным решением задач.

Мы рекомендуем для учеников средней школы формирование и развитие психолого-педагогических условий, способствующих системному развитию мыслительной активности. Это должно способствовать совершенствованию качеств ума и интеллектуально-творческой инициативы.

Представленные выше условия в российских учебных организациях обеспечиваются, как мы считаем, сегодня не в должной степени, поскольку достаточно распространенной все еще является организация учителем обучающих действий в соответствии с клише, моделями и т.п.

Часто педагоги предлагают своим ученикам тренировочные упражнения подражательного (имитационного) характера. Они  не требуют активизации мыслительной деятельности учеников.

В подобных условиях мышление учащихся крайне медленно развивается, не соответствуя уровню общего развития. Решение данного противоречия, на наш взгляд, требует проведения новых исследований мыслительной деятельности современных школьников.

При указанной постановке проблематики исследования важным является наличие творческого подхода к развитию у современных школьников когнитивного интереса.

Проблема настоящего исследования состоит в анализе изменения познавательных интересов современных учеников в процессе организации совместной деятельности, обусловленных наличием определенных образовательных событий.

В качестве цели настоящего исследования было выбрано выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка результативности образовательных событий в педагогическом процессе, обеспечивающих  формирование познавательного интереса у школьников.

Объектом исследования определено формирование у современных школьников когнитивного интереса, тогда как предметом – обеспечивающие планомерное формирование разнообразных вариативных проявлений когнитивного интереса у современных школьников.

Задачи работы:

  1. Проанализировать теоретические подходы познавательного интереса.
  2. Рассмотреть особенности формирования познавательного интереса учащихся среднего звена.
  3. Описать вариативность образовательных ситуаций в педагогическом процессе, используемых для формирования познавательного интереса.
  4. Разработать и апробировать комплекс образовательных событий в педагогическом процессе, обеспечивающих формирование личностных результатов у школьников.

Гипотезы исследования:

  1. Проявления познавательного интереса у школьников имеют специфические особенности, обусловленные возрастом, полом и вовлеченностью школьников в систему дополнительного образования
  2. Формирование вариативных проявлений познавательного интереса у школьников обеспечивается посредством создания образовательных ситуаций в процессе проведения занятий исследовательского и творческого характера.

Степень научной разработанности темы.

Проблематика когнитивных интересов давно уже является объектом пристального внимания огромного числа исследователей.

Важнейшую роль с точки зрения анализа разнообразных психологических аспектов педагогической подготовки сыграли научные публикации Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, B.C. Гершунского, М.Л. Левицкого, А.Н. Леонтьева, O.K. Тихомирова, Л.С. Рубинштейна и многих других выдающихся ученых.

В процессе рассмотрения широкого спектра дидактических вопросов по изучаемой проблематике нами были изучены научные труда отечественных Ершова и др.

В качестве методологической базы настоящего исследования был выбран анализ педагогической и психологической литературы (А. Валлон, Дж. Брунер, А.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Е.Н. Дзятковская, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.В. Коноваленко, Е.Г. Кайдаш и др.).

Методы исследования:

  • эмпирические;
  • теоретические.

Для статистической обработки результатов настоящего исследования нами были использованы методы количественной и качественной обработки данных:

  • корреляционный анализ;
  • вычисление средних значений.

Методики исследования:

  • А.А. Горчинской - методики для определения познавательной самостоятельности и познавательной активности [10];
  • В.С. Юркевич - «Познавательная потребность» [22];
  • К.Н. Волкова - «Познавательные интересы школьника» [29].

Экспериментальная база: 40 учащихся (по 20 девочек и мальчиков).

 

Глава 1. Теоретико-педагогические основы формирования познавательного интереса у школьников

1.1. Теоретические подходы к изучению проблемы формирования
познавательного интереса у школьников

в психолого-педагогической литературе


Проблематика развития у школьников познавательных интересов исследована в трудах таких ученых, как Т.И. Киселёва, М.А. Пастушкова, В.Ф. Родин, ТЛ. Блинова, М.П. Алешина [1; 3; 17; 28; 32] и других.

Авторами отмечается, что интерес, как составляющая процесса познания, несомненно играет важную роль в любой деятельности человека. Рассматривая интерес как социальное явление, можно выделить  его в качестве фактора общественной жизни. Если рассматривать интерес как психическое явление, то в этом случае он становится фактором развития и активности деятельности человека.

Помимо понятия «Познавательная активность», в педагогической науке представлено понятие «учебный интерес» (Н.Г. Морозова [24], В.Б. Бондаревский [5]). Учебный интерес вызван с направленностью на изучение определенных учебных дисциплин в школе, что определило его как видовое понятие относительно познавательного интереса, распространяемый на все области знания личности.

Если рассматривать механизм анализируемого познавательного (когнитивного) интереса в качестве выборной направленности, его следует понимать следующим образом: комплекс нервных связей, сформированных в следствии воздействия нескольких требований и определяющихся состоянием индивида и его особенностями, от непосредственных личных ощущений и ее различного опыта в прошлом [34].

Такие качества личности, как любопытство, профессиональный интерес, познавательный интерес, любознательность, специальная склонность, различно определяют силу избирательного отношения индивида  к работе, к миру предметов, определяют глубину отношения, уровень прочности. Мощность влияния на личностное развитие обусловлена психологической природой когнитивного интереса.

Интереса играет важную роль в эволюции социума и личностном развитии, поскольку при его помощи объективный мир становится значительным и нужным для её развития и показывает те отношения личности, которые существуют независимо и могут проявляться в результате влияния существующих условий жизнедеятельности индивида.

Если человек не включен в общественную среду, если находится вне деятельности, то интерес у него не развивается, следовательно рассмотреть интерес, оторванный от реальных требований его возникновения, нельзя также выявить тенденции его развития и вероятность управления им [2].

Являясь сложным и важным образованием для человека, интерес в психологии носит несколько толкований и  рассматривается как:

Всего 40 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское