Координационные способности играют ключевую роль в занятиях многими видами спорта, и их значение трудно переоценить. Согласно мнению многих специалистов, именно эти способности служат одним из основных показателей высокого уровня спортивного мастерства. Фигурное катание относится к сложно-координационным видам спорта, что объясняется особенностями самого процесса. Фигуристы выступают на коньках, лезвия которых имеют крайне малую площадь соприкосновения со льдом, который, в свою очередь, обладает высокой твёрдостью и скользкостью.
Спортсмену приходится выполнять множество специальных элементов, которые имеют высокую сложность исполнения. Прыжки в 4 оборота или вращения высокого уровня [3, стр. 62].
В последнее время характерной чертой в фигурном катании является постоянное усложнение системы и требований к фигуристам. Все дело в высокой конкуренции, особенно в российской сборной. Спортсмен развивается путем освоения сложных в координационном плане специальных элементов с их постоянно меняющемся вращательным характером исполнения. Такие элементы фигурного катания как «твизлы», «комбинированные вращения», прыжки, вызывают сильное напряжение и раздражение для вестибулярного аппарата. Отсюда следует что спортивные успехи и достижения фигуриста напрямую связаны с его координацией [2, стр. 23].
Ю. Л. Кулибановой был изучен вопрос влияния движений вращательного характера на координационные возможности фигуристов с учетом многолетней подготовки, наследственности, морфофункциональных и личных особенностей спортсменов. Происходит влияние не только на сенсорные системы, но и на двигательный аппарат спортсмена. Происходит огромная нагрузка на вестибулярный аппарат из-за резких смен направлений движение, наклонов, вращений и прыжков. Благодаря многообразию видов нагрузки происходит повышение мышечно-суставного анализатора, что позволяет организму ориентироваться в пространстве без помощи зрения. Так как при высоких скоростях во время вращения человек мало что видит, «смазанность визуальной картинки» [7, стр. 12].
Как говорил Алексей Николаевич Мишин «координационные способности фигуриста необходимо начинать развивать уже в дошкольном возрасте. Чем старше дети, тем более долгим становится процесс обучения их координационным способностям». В учебнике «Биомеханика движений фигуриста» А. Н. Мишин отмечает, что фигурное катание оказывает огромное влияние не только на развитие двигательного аппарата, но и на функции сенсорных систем организма. Многократное повторение ускорения и замедления, наклоны и вращения, сложность сохранения равновесия на малой площади опоры повышают тонкость анализа положений и перемещений тела и развивают вестибулярный аппарат. Повышаются тактильная и мышечно-суставная чувствительность, дифференцировка слуховых ощущений, точность глазомера, способность к комплексному восприятию информации от многих сенсорных систем.
Современное фигурное катание характеризуется ранними достижениями: первые значимые успехи обычно приходятся на возраст 12–15 лет. Это значительно раньше, чем во многих других видах спорта. Однако, чтобы достичь таких высот, требуется не менее 8–11 лет систематических тренировок. В условиях усложнения спортивной техники и сокращения сроков подготовки к юным спортсменам предъявляются высокие требования в части координации движений и стабильности вестибулярного аппарата. Начальный этап обучения фигуристов имеет определяющее значение для их дальнейшего роста в спорте. Сегодняшняя практика демонстрирует случаи овладения сложнейшими элементами в очень юном возрасте. Поэтому с первых занятий важно, чтобы тренировочный процесс был ориентирован на быстрое и эффективное освоение движений, а также на подготовку к выполнению сложных элементов.
При этом необходимо учитывать возрастные морфологические и физиологические особенности детского организма. Избыточное увеличение объёмов тренировок или чрезмерное количество повторений может нанести вред, заменив качественное обучение механическим "натаскиванием".
Несмотря на многочисленные исследования, посвящённые развитию координационных способностей у молодых спортсменов, вопросы оптимального соотношения этих способностей и подходов к их совершенствованию на этапе начальной подготовки фигуристов остаются недостаточно изученными, что создаёт необходимость разработки специальных методик, направленных на целенаправленное развитие координации у юных спортсменов, что позволит повысить их спортивное мастерство.
Фигурное катание на коньках является одним из наиболее сложно-координационных видов спорта, требующим от спортсменов высокого уровня развития координационных способностей. Современные тенденции в фигурном катании, такие как усложнение технических элементов и повышение требований к их исполнению, делают актуальным поиск эффективных методик развития координационных способностей у юных фигуристов на начальном этапе подготовки.
Координационные способности играют ключевую роль в успешном освоении сложных элементов фигурного катания, таких как прыжки, вращения и дорожки шагов. Они позволяют спортсменам быстро адаптироваться к изменяющимся условиям на льду, сохранять равновесие и точно выполнять движения. Особенно важным является развитие этих способностей у детей 5-7 лет, так как этот возрастной период считается сенситивным для формирования двигательных навыков и координации.
В настоящее время существует недостаток научно обоснованных методик, направленных на развитие координационных способностей у фигуристов группы начальной подготовки. Большинство существующих программ ориентированы на общую физическую подготовку, что не всегда учитывает специфику фигурного катания и возрастные особенности детей. Это приводит к тому, что многие юные фигуристы сталкиваются с трудностями в освоении базовых элементов, что может негативно сказаться на их дальнейшем спортивном росте.
Таким образом, разработка и внедрение специализированного комплекса упражнений, направленного на развитие координационных способностей у фигуристов 5-7 лет, является актуальной задачей. Такая методика позволит не только повысить уровень технической подготовки юных спортсменов, но и создать прочную основу для их дальнейшего спортивного совершенствования.
Кроме того, актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности тренировочного процесса на начальном этапе подготовки, что в конечном итоге будет способствовать достижению высоких спортивных результатов и сохранению здоровья юных фигуристов.
Объект исследования — процесс развития координационных способностей у фигуристов группы начальной подготовки (5–7 лет) в условиях тренировочных занятий. Исследование охватывает методы и средства, применяемые для совершенствования координационных навыков в рамках учебно-тренировочного процесса на льду и в зале.
Предметом исследования является разработка и экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей у фигуристов группы начальной подготовки.
Структуры, обеспечивающие двигательную активность человека, расположены в различных отделах центральной нервной системы – от спинного мозга до коры больших полушарий. Повышение спортивной результативности во многом обусловлено совершенствованием координационной деятельности между нервными центрами. Таким образом, систематические занятия приводят к специфическим приспособительным реакциям на уровне центральной нервной системы, способствующим проявлению высокой координированности движений и совершенствованию функций нервно-мышечного аппарата.
Достижение высоких результатов в спорте возможно лишь при условии развития способностей точно оценивать и регулировать динамические, пространственные и временные параметры движения. Поэтому степень развития координационных способностей спортсмена зависит от его способности к переработке информации от различных сенсорных систем и обеспечения адекватного двигательного действия, то есть определяется уровнем его сенсомоторной координации.
Цель исследования – определение эффективности комплекса упражнений и специальных элементов фигурного катания, направленных на развитие координационных способностей у фигуристов 5-7 лет группы начальной подготовки.
Задачи исследования:
- определить степень разработанности проблемы развития и совершенствования координационных способностей в тренировочном процессе юных спортсменов, занимающихся фигурным катанием;
- составить комплекс физических упражнений, направленный на развитие координационных способностей у фигуристов 5-7 лет группы начальной подготовки;
- экспериментально обосновать эффективность методики развития координационных способностей фигуристов-одиночников 5-7 лет группы начальной подготовки;
- разработать практические рекомендации по развитию и совершенствованию координационных способностей у юных фигуристов.
Рабочая гипотеза исследования заключается в предположении, что систематическое применение специально разработанного комплекса упражнений, направленных на развитие координационных способностей у фигуристов 5-7 лет группы начальной подготовки, позволит существенно повысить уровень их общей физической подготовки и спортивные результаты, что ускорит процесс обучения сложным элементам фигурного катания и улучшит координацию движений.
Практическая значимость работы заключается в разработке комплекса упражнений и специальных элементов фигурного катания, направленных на развитие координационных способностей у фигуристов 5-7 лет группы начальной подготовки.
Внедрение предложенной методики в тренировочный процесс детских спортивных школ и клубов позволит:
- существенно повысить уровень общей физической подготовки юных фигуристов;
- ускорить процесс обучения сложным элементам фигурного катания;
- улучшить координацию движений и спортивные результаты фигуристов;
- создать научную основу для стандартизации подходов к обучению фигурному катанию на начальном этапе подготовки.