ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНСТИТУТА УПРОЩЕННОГО ПОРЯДКА ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ
1.1 Понятие и сущность упрощенного порядка оформления прав на землю
1.2 История развития российского законодательства, регулирующего упрощенный порядок оформления прав на землю
Глава 2. ДАЧНАЯ АМНИСТИЯ КАК УПРОЩЕННЫЙ ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ
2.1 Понятие дачной амнистии
2.2 Правовые особенности реализации права на дачную амнистию
Глава 3. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОГО ПОРЯДКА ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ
3.1 Проблемы применения института упрощенного порядка оформления прав на землю
3.2 Основные направления решения проблем, возникающих при применении упрощенного порядка оформления прав на землю
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В 2001 году был введен в действие Земельный Кодекс Российской Федерации, что повлекло за собой изменения в регламентации процедур передачи земельных участков как гражданам, так и юридическим лицам. На тот период множество земель уже было в собственности физических и юридических лиц, при этом права на них удостоверялись документами, не соответствующими новому законодательству. В результате земельные участки с устаревшими документами были ограничены в возможностях участия в правовом обороте, и любые операции с ними стали невозможны.
Ситуация изменилась с принятием так называемой "дачной амнистии", которая получила свое название благодаря вниманию средств массовой информации. Закон предоставил ряд льгот для граждан, упростив процедуру оформления прав собственности на недвижимость, используемую ими. Таким образом, люди получили возможность легализовать владение земельными участками на основе предыдущих документов. Однако всё еще продолжается реализация программы, намеченной до 1 марта 2031 года.
Важным аспектом данной амнистии является упрощение процесса регистрации прав на земельные участки и постройки, возведенные до 14 мая 1998 года в границах населенного пункта. Это облегчает процесс не только для собственников, но и способствует увеличению числа объектов, подлежащих налогообложению, включая как земельные участки, так и капитальные строения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере упрощённого порядка приобретения прав на земельные участки.
Предметом исследования являются нормы гражданского и земельного права, регулирующие упрощённый порядок приобретения прав на земельные участки.
Цель исследования состоит в рассмотрении правового регулирования упрощённого порядка приобретения прав на земельные участки, материалов теории и практики по данному вопросу, а также выявление проблемных вопросов и предложение путей по их решению.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность упрощенного порядка оформления прав на землю;
- обозначить историю развития российского законодательства, регулирующего упрощенный порядок оформления прав на землю;
- провести понятие дачной амнистии;
- выявить правовые особенности реализации права на дачную амнистию
- изучить проблемы применения института упрощенного порядка оформления прав на землю;
- проанализировать основные направления решения проблем, возникающих при применении упрощенного порядка оформления прав на землю.
Теоретической основой исследования стали труды С. А. Боголюбова, М. М. Бринчук, Б. В. Ерофеева, Н. Д. Казанцева, Н. В. Кичигина, Н. В. Комова, О. И. Красова, А. А. Ялбулганова и других ученых, которые были положены в основу данной работы. Нормативную основу исследования составили действующие нормативные акты.
Также в процессе исследования использовались материалы судебной практики.
В результате исследования нами были сделаны определенные выводы и предложения по совершенствованию законодательства о правовом регулировании проблем, возникающих при применении упрощенного порядка оформления прав на землю.
Методологическая основа исследования основана таких методах исследования как сравнительный, системный, историческом диалектический и иные.
Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованных источников.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНСТИТУТА УПРОЩЕННОГО ПОРЯДКА ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ
1.1 Понятие и сущность упрощенного порядка оформления прав на землю
Упрощённая легализация самовольных построек: новые возможности дачной и гаражной амнистии
Дачная амнистия позволяет узаконить самовольные постройки и самозахваченные земельные участки без стандартной разрешительной документации. Процедура охватывает земли для личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, а с 2021 года — и участки для индивидуального гаражного и жилищного строительства.
Упрощённая регистрация требует лишь технический план и правоустанавливающий документ на участок. Популярность программы привела к её многократному продлению, несмотря на сложности проверки старых документов и риски неконтролируемого расширения застройки.
В феврале 2024 года внесён законопроект о расширении амнистии. Уже более 15 млн граждан воспользовались упрощённым порядком, однако хозяйственные постройки (сараи, бани, теплицы) до сих пор сложно зарегистрировать из-за высоких затрат на кадастровые работы. Новые инициативы предлагают:
- Распространить амнистию на вспомогательные объекты с техническим/государственным учётом до 2013 года
- Включить в программу многоквартирные дома и дома блокированной застройки (не более двух в ряду, построенные до мая 1998)
- Упростить регистрацию общего имущества собственников
- Распространить "гаражную амнистию" на многоэтажные гаражи
Гаражная амнистия (ФЗ №79 от 05.04.2021) действует до сентября 2026 года и позволяет оформить в собственность гаражи, построенные до декабря 2004 года. Это особенно актуально, учитывая количество неоформленных построек, владельцы которых не могут законно распоряжаться имуществом и защитить его от изъятия.
Предлагаемые изменения направлены на укрепление прав собственников, упрощение оформления недвижимости и устранение правовых пробелов в данной сфере[1].
Гаражная амнистия: упрощенное оформление собственности
Неоформленные объекты недвижимости создают существенные потери для бюджета из-за отсутствия данных в ЕГРН и налоговой базе. Гаражная амнистия предоставляет гражданам возможность легализовать гаражи и земельные участки под ними по упрощенной схеме.
Для бесплатного получения права собственности необходимо соответствие трем ключевым условиям:
- Предоставление земли гражданину организацией или органом власти
- Образование участка из земель, выделенных гаражному кооперативу
- Распределение гаража гражданину по решению общего собрания кооператива
Важно, что для подтверждения прав допускаются различные документы, даже не самые очевидные: квитанции об оплате пая, решения о распределении гаража, платежные чеки или техпаспорт объекта. Перечень необходимых документов может варьироваться в зависимости от конкретной ситуации и дополнительно регулироваться региональными властями.
Такой гибкий подход позволяет максимальному числу владельцев гаражей легализовать свою собственность, что способствует не только защите прав граждан, но и увеличению налоговых поступлений в бюджет[2].