Введение
- Диагностика процесса формирования личности дошкольников в детском саду
- Модель психолого-педагогического взаимодействия педагогов детского сада
и родителей для формирования личности дошкольников
- Проверка эффективности модели психолого-педагогического взаимодействия педагогов детского сада и родителей для формирования личности дошкольников
Заключение
Библиографический список
Приложения
Целями практики являются а) изучение организации взаимодействия детского сада с семьей и создание модели по оптимизации данного процесса; б) выявление эффективных форм, методов и стратегий организации взаимодействия между детским садом и семьей ребенка в соответствии с новыми требованиями и стандартами образовательной программы.
Объект исследования: процесс взаимодействия детского сада с семьей в контексте новой федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Предмет исследования: подходы, формы и способы организации взаимодействия между ДОУ и семьей для формирования личности дошкольников, а также факторы, влияющие на эффективность.
Гипотезой исследования является предположение о том, что успешное взаимодействие между детским садом и семьей способствует гармоничному развитию ребенка и обеспечивает социализацию (формирования личности) дошкольников.
Она основана на предположении о том, что процесс взаимодействия детского сада и семьи, основанный на принципах новой федеральной образовательной программы дошкольного образования, будет способствовать повышению качества образовательного процесса и развитию ребенка, формированию его социальных и интеллектуальных навыков, а также укреплению семейных связей, если:
– взаимодействие педагогов и родителей строится как совместная, взаимодополняющая деятельность, в которой каждый из субъектов взаимодействия в полной мере использует потенциал детского сада и семьи;
– в качестве основы взаимодействия родителей и педагогов выступает идея наращивания их педагогической компетентности в области принципов новой федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Разработана модель по улучшению практики взаимодействия между детским садом и семьей в соответствии с новыми требованиями и стандартами ФОП ДО.
Методы исследования:
- Анализ научной литературы по теме исследования.
- Проведение анкетирования педагогов детского сада и родителей.
- Наблюдение за взаимодействием детского сада с семьей.
- Анализ документов и статистических данных.
Методологическая основа исследования:
- Системный подход к анализу взаимодействия детского сада с семьей.
- Социологический подход к изучению социальных отношений между участниками образовательного процесса.
- Педагогический подход к оценке эффективности взаимодействия детского сада с семьей.
- Диагностика процесса формирования личности дошкольников в детском саду
Тестирование дошкольников старшей группы исследуемых образовательных организаций произведено было на этапе диагностики.
Целью диагностики явилось выявление общего уровня сформированности мотивационно-потребностной сферы и социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.
Социальная адаптация дошкольников, в т.ч. и готовность к обучению - это комплексное образование, компонентами которого являются такие составляющие:
- социальная готовность,
- мотивационная готовность,
- эмоционально-волевая готовность,
- интеллектуальная готовность.
Исходя из этого, социальные портреты детей старшего дошкольного возраста составлены и изучены на основании тестирования по соответствующим методикам, в частности:
- определение степени сформированности действий, направленных на координацию усилий (методика Ю.А. Афонькина и Г.А. Урунтаева):
а) освоение коммуникативных навыков;
б) освоение социальных норм.
- методики косвенной оценки межличностных отношений:
а) проективные техники: методика «Игровая комната» (методика О.М. Дьяченко);
б) моделирование проблемной ситуации;
- авторская методика по формированию личности дошкольников.
- диагностика межличностных отношений на базе субъективных интересов
а) модифицированная социометрическая методика Морено (Коломинский Я.Л.);
б) метод вербального выбора Панфиловой М. «День рождения»;
- диагностика мотивационно-потребностной сферы дошкольников (методика Толстых Н. и Прихожан А. «Три желания»),
- диагностика уровня развития у детей произвольности (модификация Гуткиной Н.),
- диагностика познавательной активности (Юркевич В.).
- Диагностика уровня сформированности личности испытуемых дошкольников осуществлялась посредством методик, способствующих совершенствованию элементов социализации:
- освоение социальных ценностей (норм);
- освоение коммуникативных навыков.
А. Определение степени сформированности действий в области координации усилий при организации сотрудничества.
Мероприятия проводились в формате игр.
Каждому дошкольнику давали по силуэту варежки с просьбой их раскрасить таким образом, чтобы они стали идентичными.
Детям было необходимо самостоятельно выполнять задание. Воспитатель при этом анализировал ход взаимодействия ребят.
Далее рассмотрим признаки, по которым фиксировались результаты данного эксперимента:
- способны ли дети приходить к единому мнению, т.е. договариваться;
- стремится ли ребенок к достижению поставленной цели;
- контролируют ли дети процесс деятельности (например, отмечают ли любые отступления от замысла);
- могут ли дошкольники применять инструменты деятельности рациональным способом.
- наблюдается ли у ребят взаимопомощь.
В протокол были занесены полученные показатели, и на их базе сделаны соответствующие выводы об особенностях детей, способности работать в группе и др.
Результаты были оценены по трехбалльной шкале, где:
- высокий уровень (3 б.): Дети активно обсуждали различные варианты узоров, вследствие чего на варежках можно увидеть очень схожий или
- было из хорошо знакомой проблемной ситуации найти выход. Им одинаковый узор.
- средний уровень (2 б.): ряд признаков совпал (например, цвет деталей), однако, наблюдаются существенные различия (частичное сходство);
- низкий уровень (1 б.): на рисунках преобладают значительные различия. При этом дети к общему мнению не приходят.
Б. Методика диагностики «Картинки» направлена на определение уровня усвоения дошкольниками социальных норм.
Ребятам предложено демонстрировалось 4 изображения с различными сценками из будней ДОО: