Введение
Глава 1. Теоретические основы подготовки школьников к исследовательской деятельности
1.1 Педагогические проблемы организации научно-исследовательской деятельности учащихся
1.2 Психолого-педагогические предпосылки подготовки учащихся старшего школьного возраста к исследовательской деятельности
Глава 2. Процесс подготовки учащихся старших классов средних общеобразовательных учебных заведений к исследовательской деятельности
2.1 Задачи, содержание, формы и методы подготовки старшеклассников к исследовательской деятельности
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе
Заключение
Развитие творческих способностей было и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Это имеет особое значение в современном обществе, поскольку образование как ресурс для науки, техники и искусства претерпевает фундаментальные изменения в результате необходимости постоянно адаптироваться к меняющимся социальным условиям. - динамичная и быстро меняющаяся экономика. Кроме того, это связано с постоянно растущим объемом лавинной информации, которая необходима современному специалисту во всех областях, а также с процессом интеграции науки, требующей не только глубоких знаний от отдельных лиц, но и дальнейшего творческого развития мысли.
В связи с социально-экономическими преобразованиями, качественными изменениями ценностей и потребностей современного общества, изменениями типа когнитивного отношения к миру значимость творческой деятельности значительно возросла.
Однако, несмотря на данные о природе способности к творчеству, только целенаправленное обучение может обеспечить высокий уровень развития творчества. Формирование этих способностей должно начаться на ранних этапах развития личности.
Важным преимуществом хорошо организованной исследовательской деятельности учеников является их способность пробуждать у ребенка естественное желание исследовать мир. Его главная цель - развить способность учащихся творчески осваивать и реструктурировать новые способы работы во всех областях человеческой культуры.
Актуальность работы. Противоречия, лежащие в основе этих факторов, указывают на актуальность проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных школах и требуют подготовки учащихся к самостоятельной познавательной творческой деятельности, развития их умений.
Объект исследования – дополнительный образовательный процесс общеобразовательной школы.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе среднего общеобразовательного учебного заведения.
Цель исследования – выявление психолого-педагогических условий, способствующих эффективной организации исследовательской деятельности в школе.
Достижение этой цели способствует решению соответствующих исследовательских задач, наиболее важными из которых являются:
- анализ состояния проблемы в современной психолого-педагогической литературе;
- определение сущности концепции исследовательской деятельности старшеклассника;
- анализ предпосылок для подготовки старшеклассников к исследовательской деятельности;
- определение задач, содержания, форм и методов подготовки старшеклассников к научной деятельности;
- определение критериев отбора старшеклассников для подготовки к внеклассным занятиям;
- разработка, подготовка и реализация программы экспериментальной работы по развитию мыслительной гибкости старшеклассников во внешкольной воспитательной работе.