ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Анализ современного состояния
1.1 Значение
1.2 Специфика методов подготовки футболистов
Глава 2. Экспериментальная апробация предложенной методики
2.1 Методы и организация исследования
2.2 Описание педагогического эксперимента
2.3 Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Отличительной чертой российского футбола в последние годы является отсутствие весомых спортивных достижений национальной сборной и клубных команд на международной арене. Исключением стал последний Чемпионат Мира по футболу, проходивший в России, но выход в четвертьфинал нашей сборной стоит рассматривать, скорее, как сенсацию. Отрицательным аспектом данной тенденции также являются слабые выступления молодежной и юношеских сборных России [1, c.15].
Одним из факторов подобной ситуации специалисты считают отсутствие ярких, хорошо технически и тактически подготовленных футболистов, что косвенно отражает уровень подготовки спортивного резерва в отечественном футболе. Очевидно в последнее время отставание российских футболистов в спортивном мастерстве от ведущих зарубежных продолжает иметь место, ввиду чего подчеркивается нарастающее значение тактической и технической подготовки как ключевого элемента, ограничивающего конкурентоспособность отечественных спортсменов на международной арене.
В фундаментальных исследованиях последних лет среди приоритетных направлений анализа проблемы оптимизации эффективности тактической подготовки футболистов выделяется потребность построения тренировки на базе учета возрастных тенденций соревновательного и тренировочного объемов разносторонности техники и тактики игры. Одним словом, необходимо совершенствовать методы подготовки футболистов.
Актуальность работы. Детерминированность тактической подготовки возрастными закономерностями структуры соревновательной деятельности футболистов предполагает потребность в дифференцировке и построении ее по принципу интегральной подготовки. Содержательный аспект, в частности, технология планирования и методика тренировки на базе учета разносторонности техники и тактики игры футболистов является не в полной мере разработанной.
Объект исследования – тактическая-техническая подготовка футболистов.
Предмет исследования - содержание и технология дифференцировки тактической и технической подготовки футболистов.
Целью выпускной квалификационной работы явилось исследование основных методов подготовки спортсменов-футболистов.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Определить степень разработанности теоретико-методических основ тактической подготовки в футболе;
2. Выявить специфику характеристик соревновательной и тренировочной разносторонности техники и тактики футболистов.
3. Разработать методику тактической подготовки футболистов на базе учета граничных значений тренировочного и соревновательного объемов тактических действий и экспериментально обосновать ее эффективность.
4. Теоретически обосновать методологию и разработать технологию подготовки в футболе.
Методологической основой исследования являлись положения таких концепций, как: системы управления подготовкой спортсменов (В.П. Филин, М.Я. Набатникова, Ю.Д. Железняк, К.П. Сахновский, В.Г. Никитушкин); системы подготовки спортивного резерва в детско-юношеском футболе (А.А. Сучилин, А.П. Золотарев, А.И. Шамардин); деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.Г. Наталов).
Сопоставительный анализ характеристик соревновательной и тренировочной разносторонности тактики игры футболистов дает возможность определить граничные нормы этих характеристик на стадиях многолетней подготовки. Применение подобных норм позволяет дифференцировать содержание тактической подготовки с принятием во внимание возрастных особенностей СД и улучшает ее эффективность. Технология построения интегральной подготовки футболистов с принятием во внимание возрастной специфики разносторонности ТД (тактической деятельности) дает возможность эффективней, в сравнении с традиционной методикой, дифференцировать тренировочное воздействие, что увеличивает качество управления многолетней подготовкой в целом. Уточненные параметры координационной сложности специализированных тренировочных нагрузок расширяют возможности целенаправленного подбора средств тактической подготовки.
Методы исследования: эксперимент, сравнительный анализ, анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, синтез и обобщение полученных знаний.
Гипотеза исследования: знание технико-тактической подготовки и выполнение соответствующих упражнений положительным образом сказывается на развитии подготовленности футболистов.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Абдулкадыров А.А. Соотношение физической и технической подготовки юных футболистов 11-14 лет на этапе начальной спортивной специализации: Автореф. дис.канд.пед.наук. -СПб., 2014.
Адамбеков К.И. Оптимизация тренировочных занятий при подготовке юных футболистов в условиях общеобразовательных школ: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. -М., 2017.
Адель Масуд Омар Сайд. Контроль и оценка быстроты и точности решения тактических задач футболистами разного возраста и квалификации: Автореф.дис. ...канд.пед.наук. -М., 2014.
Айрапетянц Л.Р. Педагогические основы планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных играх: Автореф.дис. ...докт.пед.наук. -М., 2015.
Айрапетянц Л.Р., Годик М.А. Спортивные игры (техника, тактика, тренировка). - Т.: Изд-во им.Ибн-Сины, 2011.
Акрамов Р.А. Исследование методов отбора перспективных юных футболистов: Автореф.дис. .. .канд.пед.наук. - М., 2016.
Алабин В.Г. Комплексный контроль в спорте //Теория и практика физической культуры. - 2015. - №3. - С.43-46.
Аль Овайдат Раид. Комплектование игровых линий в детско-юношеских футбольных командах на основе комплексной оценки подготовленности спортсменов: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. -Волгоград, 2016.
Андреев С.Н. Футбол - твоя игра. - М: Просвещение, 2015.
Арестов Ю.М., Годик М.А. Подготовка футболистов высших разрядов: Учебное пособие для слушателей ВШТ. - М, 2016.
Бакшин С.Г. Оценка пространственно-временных характеристик двигательной деятельности футболистов высокой квалификации: Автореф. дис. .. .канд.пед.наук. - Малаховка, 2016.
Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 2014.
Бен Лакреш Жамиль Эддин. Техника ведения мяча футболистами разного возраста и методические приемы ее совершенствования: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. -М., 2014.
Блащак И.М. Точность ударов по воротам в соревнованиях и тренировках футболистов и факторы, ее определяющие: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. -М., 2011.
Блюдик B.C. Новое в тренировке юных футболистов //Теория и практика физической культуры. - 2015. - №8. - С.40-41.
Бойченко Б.Ф., Скоморохов Е.В. Возрастная динамика факторных структур на этапах отбора юных футболистов //Теория и практика физической культуры. - 2013. - №4. - С.28-29.
Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. -М.: Физкультура и спорт, 2016.
Вотик Яромир. Зависимость эффективности игровой деятельности от уровня развития быстроты у юных футболистов различных возрастных групп: Автореф. дис. .. .канд.пед.наук. - СПб., 2015.
Гакаме Р.З. Функциональное состояние и физическое развитие футболистов 9-22 лет: Автореф. дис. ... канд.пед.наук. - Краснодар, 2017.
Герасименко А.П., Рогачев А.Ф., Князев В.Д. Совершенствование методов контроля технического мастерства юных футболистов //Вопросы оптимизации учебно-тренировочного процесса юных футболистов. - Волгоград, 2017. - С.24-32.
Годик М.А. Методологические основы контроля за технической и тактической подготовленностью спортсменов //Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. В.М.Зациорского. — М.: Физкультура и спорт, 2015.
Годик М.А., Скоморохов Е.В. Факторная структура специальной подготовленности футболистов //Теория и практика физической культуры. -2017.-№7.-С.14-16.
Годик М.А., Черепанов П.П., Галеев Р.З. Интегральная оценка атакующих действий //Футбол: Ежегодник /Сост. С.А.Савин, А.С.Соловьев. Редкол.: К.И.Бесков и др. - М.: Физкультура и спорт, 2016. - С.7-11.
Годик М.А., Шамардин А.И., Халиль И. Командные, групповые и индивидуальные упражнения и их соотношение в тренировке юных футболистов //Теория и практика физической культуры. - 2017. - №7. - С.49-51.
Даум К. Марафон в центре поля //Футбол: Еженедельник. -2016.-№35.-С.20-21.
Джармен Д. Футбол для юных. - М.: Физкультура и спорт, 2012. -61 с.
Золотарев А.П. Подготовка спортивного резерва в футболе. -Краснодар, 2017.
Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе // Теория и практика физической культуры. - 2016. - №3.
Золотарев А.П., Подготовка юных футболистов на основе учета разносторонности технико-тактических действий// Физическая культура и спорт в жизни общества: Материалы международной научно-методической конференции, посвященной 30-летию УралГАФК. - Часть II. - Челябинск, 2016.
Карапетян Г.Р. Как маленькие бразильцы: Обучение младших школьников элементам техники футбола// Физическая культура в школе. -2010. -№6.-С.60-61.
Лобановский В.В., Разумовский Е.А. Технико-тактические действия футболистов //Футбол: Ежегодник /Сост. В.П.Климин, С.А.Савин. Редкол.: К.И.Бесков и др. - М.: Физкультура и спорт, 2017.
Пальке X., Хеммо X. Техническая и тактическая подготовка футболистов / Пер. с нем. В.П.Котелкина. - М: Физкультура и спорт, 2017.
Чирва Б. Футбол: Тренировка точности юных спортсменов. - М., 2014.
Шамардин А.И. Методика совершенствования и контроля координационных способностей юных футболистов в условиях скоростных передвижений: Методическое пособие. - Волгоград: ВГИФК, 2016.
Яровой С.М. Возможности подготовки юных футболистов на основе учета разносторонности технико-тактических действий// Харьков, 2017. - №29.