Введение
Глава 1. Теоретический аспект изучения речевых ошибок
1.1. Нормы современного русского языка
1.2. Виды и характеристики речевых ошибок
Глава 2. Методические рекомендации по устранению речевых ошибок
2.1. Анализ речевых ошибок в письменных работах обучающихся
2.2. Выявление избыточности речевых ошибок на основе анализа и анкетирования
2.3. Рекомендации по устранению и предупреждению речевых ошибок в письменной речи
Заключение
Список литературы
Речь – неотъемлемый компонент нашего общения. По уровню речи можно определить начитанность, воспитание, культуру, мышление и даже интеллект человека. Всё это выражается в соблюдении или несоблюдении принятых норм речи языка.
Фундамент для формирования правильного, литературного общения закладывается ещё в начальной школе. Переломным моментом, когда уже привычные и наработанные формы общения могут меняться, утрачиваться и деформироваться, считается переход на новую ступень – в 5 класс и продолжается до 6. Причин для таких перемен много: от физических, что ребёнок взрослеет и движется к переходному возрасту, до стресса из-за незнакомых предметов в школе, нового класса и выхода из «зоны комфорта». Часто дети не могут правильно сформулировать и высказать свою мысль вслух или на письме.
В этот момент задача учителя суметь заняться воспитанием культуры речи своих учеников. Это процесс сложный, творческий. У многих в школьной системе совсем не предусмотрены отдельные уроки развития речи или факультативные занятия по русскому языку – например, в классах с математическим уклоном упор сделан на точные науки и гуманитарные сведены к минимуму. Сложности в процессе воспитания культуры речи ещё и в том, что своим делом нужно буквально увлекать, «зажигать» ребят. Ведь речь – материя гибкая, требующая точности, выразительности, разнообразия. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред. Но и действовать стихийно тоже нельзя. Остаётся только одно - последовательная, постоянная учебная работа, которую нужно планировать и на каждый урок, и в перспективе.
Конечно, очень важное место в развитии речи любого человека занимает чтение. Сейчас процент читающих людей в принципе сильно снизился. Отсюда и скудность речи, её плохое развитие. Дети, выросшие в современном мире, в большинстве своём визуалы, и выразить свои мысли не через картинку им непросто. Поэтому моё исследование особенно актуально и важно в наши дни.
Цель данного исследования - рассмотреть и проанализировать типовые речевые ошибки и недочеты учащихся 5-6 классов в письменных работах.
Задачи:
изучить имеющуюся классификацию речевых ошибок;
описать виды речевых ошибок;
проанализировать упражнения в школьных учебниках.
Объект исследования – речевые ошибки школьников 5-6 классов.
Предмет исследования – тексты школьных работ учеников 5-6 классов.
Методы исследования - лингвистические описания, анализ школьных учебников, лингвистический эксперимент.
Арефьева С. А. Виды синтаксических ошибок в ученических изложениях и сочинениях// Русский язык в школе. – 1998. – №3. – С.8-12.
Архипова Е. В. О теории и практике развития речи учащихся. Памяти профессора Л. П. Федоренко// Начальная школа. – 1997. – №6. – С. 6-10.
Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. // В защиту живого слова. М.: Наука, 2014. - С.40-53.
Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М.: Просвещение, 2015. – С. 176.
Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку. М.: Просвещение, 2013. – С. 415.
Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 176.
Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М.: Просвещение, 1975. – С. 170.
Методика развития речи учащихся на уроках русского языка. / Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Просвещение, 2014. – С. 372.
Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. – М.: Мысль, 2014. – С. 317.
Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 1996. – С. 152.
Сиротинина О.П. Современная разговорная речь и ее особенности. – М.: Просвещение, 2014. – С. 242.
Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Наука, 2014. – С. 348.
Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. М.: МГУ, 2011. – С. 241.
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.: Наука, 2012. – С. 220
Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974. – С. 279.