Введение
Глава 1. Теоретический аспект формирования творческой активности младших школьников на уроках технологии
1.1 Понятие и характеристика творческой активности в психолого-педагогической литературе
1.2 Творческая активность младших школьников на уроках технологии
1.3 Проблема формирования творческой активности у младших школьников
Глава 2. Экспериментальные основы развития творческой активности младших школьников на уроках технологии
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Результаты эксперимента и рекомендации
Заключение
Список литературы
Предмет «Технология» на начальном уровне играет особую роль, потому что он представляет мощный потенциал развития. Специфика уроков заключается в том, что они построены на уникальной психологической и дидактической основе предметно-практической активности, которая является необходимым звеном во всем процессе духовного, нравственного, интеллектуального и творческого развития в начале школы.
Занятия детей, участвующих в продуктивных технологических уроках, создают уникальную основу для самореализации личности и проявления творческой активности. Именно здесь могут быть заложены основы усердия и способности выражать себя посредством продуктивной и творческой работы.
Изучение процесса формирования творческой личности имеет научную и практическую значимость, поскольку творческая индивидуальность каждого человека, которую он реализует в своей личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития открытое общество.
Практическая направленность содержания предмета «Технология» естественным образом объединяет знания, полученные при изучении других предметов (математика, мир, русский язык), и позволяет их интегрировать в интеллектуальную и практическую активность студента. Это, в свою очередь, создает условия для развития творческой активности, инициатив, изобретательности и гибкости мышления. Изучение процесса формирования творческой личности имеет научную и практическую значимость, поскольку творческая индивидуальность каждого человека, которую он реализует в своей личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития открытое общество.
Актуальность проблемы развития творческих способностей у младших школьников определяется также требованиями государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит ориентация на конечные результаты обучения, особенно способность выпускника. мыслить творчески, что, в свою очередь, заставляет его быть креативным. В связи с этим возникает необходимость в работе, чтобы побудить детей к творчеству.
Появление новых технологий усиливает актуальность нашего исследования: определение дидактических условий, соблюдение которых позволяет активизировать творческую активность младших школьников на уроках технологии.
Объект - творческая активность младших школьников
Предмет - формирование творческой активности младших школьников на уроках технологии.
Цель работы - выявить методические приемы, способствующие формированию творческой активности младших школьников на уроках технологии.
Для достижения поставленной цели в соответствии с указанным объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1. Выявить понятие и характеристика творческих способностей младших школьников.
2. Изучить особенности организации творческой активности учащихся на уроках технологи.
3. Проанализировать учебные программы по технологии для начальных классов.
4. Изучить разнообразные приемы и методы активизации творческой активности младших школьников на уроках технологии.
Структура работы состоит из двух глав (теория и практика) введения и заключения.
Метод исследования основан на изучении научной психолого-педагогической литературе и экспериментальном исследовании с младшими шильниками (3 «А», «Б» классы) на уроках технологии.
Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 10 - М: Знание, 2014. - 96 с.
Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб.: СПГУТД, 2016. 268 с.
Вергелес Г. И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2015. № 100.
Вергелес Г. И., Раев А. И. Творческие способности как предмет психологопедагогического исследования // Младший школьник: формирование и развитие его личности: Сб. научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016.
Величко, Ю. В. О соотношении понятий «креативность», «творческие способности», «творческое воображение», «творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов / Ю. В. Величко. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2014. − № 2-3. – С. 629−631.
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 2017. Т. 1.
Гин С.И. О проведении анкетирования в экспериментальном классе // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. III регион. науч. - практ. конф. - Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2018.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2017. С. 368.
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. / В. И Загвязинский - М., 2014
Кондратьева, Н. В. Сущность понятия «творческие способности» / Н. В. Кондратьева. // Концепт. – 2015. – № 09. – С. 1−8.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие.4-е изд. / И.Ю. Кулагина - М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2016
Лакоценина Т.П. Современный урок / Т.П. Лакоценина. - Ростов-на-Дону: Учитель, 2017
Овчаренко, В. А., Фролова Т. Л. О развитии творческих способностей ребенка / В. А. Овчарено, Т. Л. Фролова.// Сервис в России и за рубежом. – 2018. − № 3. – С. 57−62.
Сборник нормативных документов. Начальная школа / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2014.
Савенков, А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников / А.И. Савенков. – М.: Издательство «Академия Развития»: развивающее обучение. Практические задания, 2014. - 126с.
Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы. - 2015. - № 3.- с.107.
Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления: Креативные тесты / Е.Е. Туник. - СПб, 2014. – 65с
Фридман, Л.М. О психологии младшего школьника / Л.М. Фридман. // Начальная школа. - М., 2016. - №1. - с.3
Холодная, М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. / М.А. Холодная — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. — 288с.
Шадриков, В.Д. Развитие способностей / В.Д. Шадриков // Начальная школа. - 2014. - № 5. с.6-12.
Шапиро, М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной активностью / М.С. Шапиро, М.В. Водинская. – М.: Телевинф, 2015. – 37с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2016, - 560с.
Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность / В.С. Юркевич. - М.: Просвещение, 2017. - 136с.
Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время // Дополнительное образование и воспитание. - 2018. - № 9. - с.13-17.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 22 сентября 2011 г. № 2357 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/922 – Министерство образования и науки Российской Федерации – (Дата обращения: 25.04.2019).