ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОО
1.1 Физическое воспитание как предмет психолого-педагогических исследований
1.2 Особенности физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста
1.3 Значение подвижных игр в физическом развитии старших дошкольников
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОО
2.1 Опыт воспитателей ДОО по использованию подвижных игр с целью физического развития дошкольников
2.2 Диагностика уровня физического развития дошкольников в ДОО
2.3 Комплекс подвижных игр, направленных на физическое развитие дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. В течение последних нескольких лет вопросы физического развития детей все в большей степени привлекают внимание педагогов, медицинских работников и родителей детей дошкольного возраста. Гармоничное физическое развитие детей, улучшение работоспособности их организма и расширение функциональных возможностей – главная задача физического воспитания дошкольников в условиях ДОО.
Игра занимает ключевое место в жизни ребенка-дошкольника, и поэтому рассматривается педагогами как один из главных средств их физического развития.
В детском саду широко используются игры ролевые, дидактические, спортивные и др. Но среди всех особо выделяются именно подвижные. Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях и получает необходимые знания, навыки, впитывает моральные ценности.
На развитие теории и практики работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами подвижных игр значительное влияние оказали научно-методические работы С.С. Бычковой, М.А. Ключевой, Н.А. Мелехиной, Т.И. Осокиной и др.
Занятия физическими упражнениями в большой степени влияют на всестороннее развитие ребенка. Физическая нагрузка формирует и развивает его внутренний мир - мысли, чувства, моральные качества, поведение. Этим вопросом занималась Л.И. Пензулаева, рассматривавшая двигательную деятельность как один из факторов развития человека. В результате двигательной деятельности дошкольники учатся понимать явления, происходящие в природе и внешнем окружающем мире.
В работах В.Л. Страковской описаны условия применения подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста. Согласно им, используя подвижные игры, можно выявить пути коррекции поведения детей, имеющих некоторые отклонения в волевом, сенсорном развитии. Также в ее работах отмечено, что единственным механизмом, устраняющим «просчеты» в воспитании дошкольников, является широкое применение подвижных игр.
Анализ литературы показывает, что, несмотря на наличие ряда исследований по физическому развитию детей, недостаточно показана целостная картина подвижных игр, влияющая на развитие физических качеств дошкольников. Из этого следует, что вопросы повышения уровня физического развития детей посредством подвижных игр не были предметом специального изучения. Актуальность, социальная научная значимость проблемы и ее недостаточная разработанность в педагогической литературе обусловили выбор темы нашего исследования «Подвижная игра как средство физического развития детей в ДОО».
Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность использования подвижных игр как средства физического развития детей в ДОО.
Предмет исследования – эффективность использования подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста
Объект исследования – физическое развитие дошкольников.
Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть физическое воспитание как предмет психолого-педагогических исследований
Выявить особенности физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста
Определить значение подвижных игр в физическом развитии старших дошкольников
Провести эмпирическое исследование эффективности подвижных игр как средства физического развития детей в ДОО.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученного материала в личной педагогической практике автора.
При проведении исследования были использованы следующие методы: библиографический метод, приемы абстрактно-аналитического осмысления, метод научного анализа, метод научного синтеза и обобщения, методика оценки уровня физического развития дошкольников Н.А. Ноткиной.
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования, логикой изложения материала и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Баранов С. П. Педагогика. М.: Просвещение, 2016. 295 с.
Бренштейн О. ловкости и ее развитии. М.: Книга по требованию, 2016. 288 с.
Бычкова С. С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2014.
Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 2017. 144 с.
Власенко Н. Э. 300 подвижных игр для дошкольников. М.: Айрис-пресс, 2017. 160 c.
Галанов А.С. Игры, которые лечат. М., 2014. 96 с.
Гогунов Е. Н. Психология физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2016. 224 c.
Губа В. П. Научно-практические и методические основы физического воспитания. М.: Советский спорт, 2016. 208 c.
Дегтярев И.П. Физическое развитие. Киев, 2015. С. 20-48
Дубровина И.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. М.: Издательство «Владос», 2014. 144 с.
Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. М.: Просвещение, 2016. 224 c.
Качашкин В. М. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 2015. 304 c.
Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. М., 2015. 124 с.
Ключева М. А. Народные подвижные детские игры. Современный фольклорный сборник. М.: Форум, 2014. 400 c.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия 2016.
Мелехина Н. А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей. М.: Детство-Пресс, 2015. 112 c.
Мудрость воспитания: Книга для родителей / сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров. М., 2015. 229 с.
Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М.: Владос, 2014. 240 c.
Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение, 2016.
Патрикеев А. Ю. Гимнастика и подвижные игры в детском саду. М.: Феникс, 2014. 95 c.
Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 2015. 143 с.
Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М.: Академия, 2015. 512 с.
Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 859 c.
Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. Рн/Д.: Феникс, 2014. 544 с.
Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 до 14 лет. М., 2014. 288 с.