Введение
Глава 1 Теоретический анализ агрессивности и временной перспективы подростков в психологической литературе
1.1 Теоретический анализ агрессивности в психологической литературе
1.2 Теоретические подходы к пониманию временной перспективы
1.3 Агрессивность и временная перспектива подростков
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивности и временной перспективы подростков
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Библиографический список
Приложение А
Актуальность темы исследования. Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами социальных изменений, которые оказывают значительное влияние на формирование личности подростка. В возрасте 12-14 лет происходят значительные психологические и физиологические трансформации, затрагивающие эмоциональную сферу, когнитивные процессы и поведенческие реакции. В этот период подросток формирует систему ценностей, представления о себе и окружающем мире, а также осваивает различные стратегии взаимодействия с социумом.
Одним из ярких поведенческих проявлений этого возраста является агрессивность – склонность к конфликтному и враждебному поведению, направленному на причинение вреда другим или разрушение окружающей среды. Агрессивные реакции подростков могут быть обусловлены внутренними противоречиями, повышенной эмоциональной чувствительностью, трудностями социальной адаптации и кризисом идентичности.
Исследование взаимосвязи агрессивности и временной перспективы подростков является важной задачей, поскольку восприятие времени влияет на их поведенческие стратегии, уровень самоконтроля и способность к конструктивному разрешению конфликтов. Понимание этих взаимосвязей необходимо для разработки эффективных программ профилактики деструктивного поведения и формирования у подростков осмысленного отношения к будущему.
Объект исследования: агрессивность подростка.
Предмет исследования: временная перспектива во взаимосвязи с агрессивностью подростка.
Цель исследования: выявление взаимосвязи агрессивности и временной перспективы подростков.
Теоретический анализ литературных источников по проблеме курсовой работы позволил сформулировать гипотезу, имеющую следующее допущение: существует взаимосвязь между агрессивностью и временной перспективой подростка.
Исходя из цели и гипотезы курсовой работы, в исследовании ставили следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты агрессивности и временной перспективы.
2. Теоретически охарактеризовать особенности агрессивности и временной перспективы подростка.
3. Эмпирически исследовать взаимосвязь агрессивности и временной перспективы подростка.
В соответствии с поставленными задачами нами было проведено три этапа исследования:
Первый этап: теоретико-методологический анализ научной литературе по проблеме агрессивности.
Второй этап: осуществление теоретического анализа литературных источников на тему личностные качества подростка.
Третий этап: проведение эмпирического исследования, обработка и интерпретация полученных данных, подведение итогов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
– принципы историзма, системности, антропологического реализма, детерминизма (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн);
– теоретические исследования по проблеме агрессивности в психологической литературе (А. Бандура, Дж. Боулби, Б. С. Братусь, Д. В. Иванов, К. Леонгард, А. Личко, К. Лоренц и др.);
– теоретические положения по вопросам временной перспективы (Ф. Зимбардо, А. Г. Маклаков, Ж. Нюттен, Н. М. Савлакова, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, Д. И. Шатько и др.).
Для достижения цели и проверки гипотезы использовались методы:
1. Общенаучный метод (анализ литературных источников по проблеме исследования, обобщения, сравнения, систематизация теоретических и эмпирических данных).
2. Эмпирический метод (методы психодиагностического исследования, тестирование с помощью тестовых методик). В работе использовались следующие методики: «Опросник исследования агрессивности» (А. Басс и А. Дарки), «Опросник уровня агрессивности» (А. Басс и М. Перри), «Опросник временной перспективы» (Ф. Зимбардо, в адаптации Е. Т. Соколовой, О. В. Митиной и др.).
3. Методы математической обработки и статистического анализа использовался корреляционный анализ r. Спирмена.
4. Методы интерпретации полученных данных.
База эмпирического исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 86» (г. Новосибирск, ул. Порт-Артурская, д. 1а).
Эмпирическая выборка: в исследовании принимало участие 50 подростков в возрасте 13-15 лет, из них 36 девушек и 14 юношей.
Надежность и достоверность полученных данных обеспечены: критическим анализом данных исследования в отечественных и зарубежных источниках; соотношению теоретических положений с результатами эмпирического исследования; тщательность планирования эмпирического исследования; использование валидных методов исследования, соответствующих методам, цели, задачам исследовательской работы; применением аппаратом математической статистики в сочетании с качественным анализом.
Практическая значимость исследования состоит в следующем: полученные результаты могут быть использованы при работе с подростками как в процессе индивидуальной, так и групповой работы, теоретический материал может быть использован при проведении занятий по психологии для подростков.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение. Во введении обоснована актуальность, определены объект, предмет и методы, сформулированы цель, задачи и гипотеза исследования. В первой главе «Теоретический анализ агрессивности и временной перспективы подростка в психологической литературе» на основе анализ теоретических источников определено понятие агрессивности и временной перспективы, а также определены особенности агрессивности и временной перспективы у подростков. Во второй главе «Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивности и временной перспективы подростка» представлены результаты проведенного исследования. Заключение содержит выводы по проделанной работе.