Введение
1 Теоретические аспекты изучения самоотношения личности и комплекса неполноценности у молодежи
1.1 Самоотношение как психологический феномен
1.2 Комплекс неполноценности: сущность и основные концепции
1.3 Особенности проявления самоотношения и комплекса неполноценности у молодежи
Выводы по первой главе
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи самоотношения личности и комплекса неполноценности у молодежи
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Актуальность темы исследования. Самоотношение личности играет важнейшую роль в формировании представлений о себе, своей значимости и месте в социуме. Оно оказывает влияние на жизненные ориентиры, уровень притязаний, мотивацию к достижению успеха и поведенческие стратегии. В свою очередь, комплекс неполноценности, как один из наиболее сложных внутриличностных конфликтов, существенно изменяет восприятие собственного «Я», снижает уверенность в себе и может ограничивать личностное развитие молодежи. Исследование взаимосвязи между самоотношением личности и комплексом неполноценности является значимым для понимания психологических механизмов формирования самовосприятия и самооценки у молодых людей, а также для разработки профилактических и коррекционных программ, направленных на повышение психологического благополучия.
Среди актуальных потребностей молодежи можно выделить потребность в самопознании, самооценке, самоопределении, самовоспитании, а также в достижении определенного социального статуса и независимости. Процесс формирования самоотношения происходит на протяжении всего периода обучения, в том числе в студенчестве, когда происходит активное становление личности и адаптация к новым социальным ролям. Внутренняя мотивация, основанная на вере в себя и своих силах, является важнейшим фактором успешности личности, однако она может быть подвержена влиянию комплекса неполноценности, который, в свою очередь, может формироваться под воздействием жизненных обстоятельств, социального окружения и личностных особенностей.
В современном обществе возрос интерес к проблеме успеха и его психологических детерминант. Исследователи из различных дисциплин – психологии, социологии, педагогики, философии и экономики – рассматривают вопросы самооценки, мотивации и их влияния на жизненный путь человека. Однако при этом остается недостаточно изученным вопрос о взаимосвязи самоотношения и комплекса неполноценности именно в молодежной среде. Большинство исследований посвящено анализу структуры самооценки, динамики развития образа «Я», но значительно меньше внимания уделяется исследованию самоотношения личности в контексте комплекса неполноценности.
Комплекс неполноценности, как психологический феномен, формируется в результате осознания собственных недостатков и сравнений с окружающими. В ряде случаев он может стать стимулом для самосовершенствования, но нередко приводит к возникновению тревожности, снижению уверенности в себе и социальным барьерам. Особую актуальность изучению данной проблемы придает тот факт, что молодежь, находясь в стадии активного личностного развития, наиболее подвержена влиянию социальных сравнений, общественных стандартов и ожиданий. В условиях нестабильности, конкуренции и высоких требований, предъявляемых обществом, молодые люди могут испытывать выраженные трудности в формировании адекватного самоотношения, что, в свою очередь, способствует развитию комплекса неполноценности.
Кроме того, наличие комплекса неполноценности у молодежи может негативно сказываться на мотивации к самореализации, вызывать апатию, страхи, затруднять межличностные взаимодействия. Деструктивные изменения психики и поведения, связанные с чувством собственной несостоятельности, могут привести к эмоциональному выгоранию, депрессивным состояниям и другим нарушениям психического здоровья. В связи с этим выявление взаимосвязи самоотношения личности и комплекса неполноценности приобретает практическую значимость, поскольку позволит разработать эффективные методы психологической помощи и профилактики негативных последствий низкой самооценки у молодежи.
Степень разработанности проблемы. Концептуальные вопросы самоотношения рассматриваются, начиная с середины ХХ в., в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых. Детальное рассмотрение самоотношения в студенческом возрасте исследуется М. А. Воробьевой, В. А. Корвяковым, Е.С. Макеевой, С. Р. Пантелеевым и др. В современной теоретической психологии немного исследований о комплексах в целом и комплексе неполноценности в частности – в основном, это разработки психоаналитического направления З. Фрейда, К. Юнга, которые были продолжены А. Адлером. На современном этапе тематика комплекса неполноценности изучалась с разных точек зрения в исследованиях А. В. Ажиева, Д. А. Бадаква, О. В. Болотовой, А. В. Боус, Т. У. Бутаяровой, О. В. Грибковой, Г. В. Зеленовой, А. И. Коммунаровой, У. Л. Мартыновой, О. С. Машарской и др. Несмотря на исследования, в которых изучаются особенности самоотношения у молодежи, а также комплекс неполноценности, недостаточно исследований, которые раскрывают взаимосвязь самоотношения личности и комплекса неполноценности у молодежи.
Цель исследования: определить взаимосвязь самоотношения личности и комплекса неполноценности у молодежи.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- определить особенности самоотношения и комплекса неполноценности у молодежи;
- провести эмпирическое исследование взаимосвязи самоотношения личности и комплекса неполноценности у молодежи;
- проанализировать полученные результаты.
Объект исследования: самоотношение как психологический феномен.
Предмет исследования: взаимосвязь самоотношения личности и комплекса неполноценности у молодежи.
Гипотеза исследования: предполагается, что имеется взаимосвязь самоотношения личности и комплекса неполноценности у молодежи.
Методы исследования: 1) теоретические: теоретический анализ психологической, специальной литературы, синтез, обобщение; 2) эмпирические: тестирование, качественный и количественный анализ данных; 3) методы математической статистики (коэффициент корреляции Спирмена).
Методики исследования: «Методика исследования самоотношения» (С.Р. Пантелеев), методика «Диагностика комплекса неполноценности» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов).
Выборка исследования: в эмпирическом исследовании принимало участие 50 молодых людей, из них 30 девушек и 20 юношей. Диапазон возрастных границ испытуемых варьировался от 19 до 26 лет.
Этапы исследования – анализ теоретических основ, рассматриваемой темы, проведение эмпирического исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут использоваться для коррекционной, консультативной и/или развивающей работы с молодежью по оптимизации самоотношения и снижению комплекса неполноценности у молодежи.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.