Введение.
Глава 1 Теоретическое изучение проблемы психологической адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации посредством метода театрализации.
1.1 Теоретический анализ понятия психологической адаптации и ее видов в научных исследованиях
1.2 Особенности психологической адаптации к условиям дошкольной образовательной организации разных категорий детей раннего возраста.
1.3 Обобщение научно-методического опыта по развитию психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации с помощью метода театрализации.
Глава 2 Практическое исследование проблемы психологической адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации посредством перчаточного театра.
2.1 Организация практического исследования и методы изучения психологической адаптации к условиям дошкольной образовательной организации детей раннего возраста.
2.2 Система психоразвивающих занятий по психологической адаптации к условиям дошкольной образовательной организации детей раннего возраста посредством перчаточного театра.
2.3 Количественный и качественный анализ эффективности психологической адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации посредством перчаточного театра
Заключение.
Библиографический список.
Приложение А.
Приложение Б.
Приложение В.
Приложение Г.
Научные исследования показывают, что адаптация ребенка к дошкольной образовательной организации рассматривается в разных аспектах: медико-биологическом, психологическом, социологическом и педагогическом. В психологическом аспекте адаптация включает формирование чувства безопасности, установление положительных эмоциональных связей с окружающими, развитие навыков саморегуляции и готовности к социальным взаимодействиям. Недостаточная психологическая адаптация может привести к затруднениям в социальной интеграции, эмоциональной неустойчивости, снижению познавательной активности и замедлению личностного развития.
Несмотря на высокую теоретическую разработанность проблемы социальной и психологической адаптации детей, в практической деятельности дошкольных учреждений сохраняется потребность в эффективных и доступных методах содействия психологической адаптации детей раннего возраста. Одним из таких перспективных методов является использование театрализованной деятельности, в частности перчаточного театра, который создает для ребенка эмоционально безопасную среду для самовыражения, развития социальных умений и преодоления тревожности.
Перчаточная кукла выступает посредником между внутренним миром ребенка и внешней реальностью, помогая осваивать новую среду, устанавливать межличностные контакты, учиться регулировать свои эмоции и поведение. Игровая форма взаимодействия с куклой снижает эмоциональное напряжение, стимулирует познавательную активность, способствует развитию навыков саморегуляции и коммуникации. При этом театрализация не только обогащает эмоциональный опыт детей, но и позволяет педагогам мягко и ненавязчиво сопровождать процесс адаптации.
Актуальность исследования определяется необходимостью научно обоснованного внедрения перчаточного театра как эффективного средства психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период их адаптации к условиям дошкольной образовательной организации, а также потребностью в разработке практических методик, направленных на комплексное развитие эмоциональной, коммуникативной, познавательной и поведенческой сфер ребенка в процессе адаптации.
Следовательно, исследование психологической адаптации детей раннего возраста посредством методики перчаточного театра имеет важное теоретическое и практическое значение и отвечает современным требованиям к качеству образовательного процесса в дошкольных учреждениях.
Цель исследования: определить возможности психологической адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО посредством методики перчаточного театра.
Объект исследования: психологическая адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО.
Предмет исследования: психологическая адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО посредством методики перчаточного театра.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия психологической адаптации и ее видов в научных исследованиях.
2. Охарактеризовать особенности психологической адаптации к условиям дошкольной образовательной организации разных категорий детей раннего возраста.
3. Обобщить научно-методический опыт по развитию психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации с помощью метода театрализации.
4. Организовать и провести практическое исследование психологической адаптации к условиям дошкольной образовательной организации детей раннего возраста.
5. Разработать и реализовать систему психоразвивающих занятий по психологической адаптации к условиям дошкольной образовательной организации детей раннего возраста посредством перчаточного театра.
6. Провести количественный и качественный анализ эффективности психологической адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации посредством перчаточного театра.
- Абучева М.Р. Адаптация первоклассников к школе как социально-педагогическая проблема // Молодой исследователь: вопросы науки и практики. Материалы региональной научно-практической конференции. 2018. С. 10-14.
- Авдеева Н. Н. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению: влияние матери // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. № 2. С. 20-27.
- Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Электронный ресурс]. URL: http://pedmir.ru/docs.php?cid-1 (дата обращения: 27.04.2025).
- Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
- Андрющенко А. В. Театрализация в условиях дошкольного учреждения // Социальные и культурные практики в современном российском обществе: инициатива, партнерство, стратегии развития. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. С. 8-11.
- Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем [Электронный ресурс]. URL: https://www.leonarus.ru/wp-content/uploads/Functional.pdf (дата обращения: 27.04.2025).
Всего 75 источников литературы