Введение
Глава 1 Изучение литературы по проблеме нарушений письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уровне начального общего образования
1.1 Механизмы формирования письма в онтогенезе
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием
1.3 Дисграфия и механизмы нарушений письма у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Глава 2 Методические основы диагностики и коррекции дисграфии, обусловленной фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2.1 Современные подходы к диагностике дисграфии, обусловленной фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2.2 Современные подходы к коррекции дисграфии, обусловленной фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Заключение
Библиографический список
Формирование языковой личности ребенка во многом зависит от его способности овладеть устной и письменной речью. Эти две формы речевой функции являются основными средствами общения, а их взаимосвязь и взаимозависимость очевидны. Понятие «письменная речь» охватывает как чтение, так и письмо, которые не могут существовать друг без друга. Пишущий контролирует свое письмо через чтение, а читатель, в свою очередь, осмысливает прочитанное через процессы письма.
Одним из наиболее распространенных нарушений письменной речи у школьников является дисграфия – частичное нарушение процесса письма. Несмотря на достаточный уровень интеллекта, зрения и слуха, дети с дисграфией сталкиваются с повторяющимися ошибками на письме. В литературе данный феномен определяется по-разному. Р. И. Лалаева трактует дисграфию как нарушение, вызванное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. И. Н. Садовникова описывает ее как наличие стойких специфических ошибок, не связанных с физическими отклонениями. А. Н. Корнев акцентирует внимание на неспособности ребенка овладеть навыками письма, несмотря на нормальное интеллектуальное и речевое развитие.
Для детей с дисграфией, обусловленной фонетико-фонематическим недоразвитием речи, характерны ошибки, связанные с заменой букв, искажением звуко-слоговой структуры слов, нарушением слитности написания и аграмматизмами. Часто эти ошибки в письменной речи отражают аналогичные проблемы в устной речи. Ребенок пишет слова так, как произносит, что связано с недостаточным развитием фонематического восприятия и звукового анализа.
Проблема дисграфии имеет особую актуальность, так как затруднения в овладении письмом становятся причиной школьной дезадаптации. Такие дети испытывают значительные трудности в обучении, что снижает их мотивацию, формирует неуверенность в себе и приводит к ухудшению самооценки и психического здоровья. Как подчеркивают исследователи (А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева и др.), нарушение письменной речи тесно связано с отклонениями в устной речи, что требует комплексного подхода к изучению проблемы.
В условиях современной образовательной системы актуальность темы исследования объясняется необходимостью создания инклюзивной среды, где каждый ребенок сможет реализовать свои способности. Изучение механизмов дисграфии позволяет педагогам и специалистам глубже понять причины и особенности нарушения, что способствует разработке индивидуализированных коррекционных программ. Это, в свою очередь, помогает детям с нарушениями письма успешно адаптироваться в обществе, повышает их шансы на академическую и социальную реализацию.
Цель исследования: изучение теоретических основ механизма дисграфии обусловленной фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объект: дисграфия у обучающихся начальных классов с фонетико-фонематических недоразвитием речи.
Предмет: теоретические основы изучения механизмов дисграфии обусловленной фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи:
- изучить механизмы формирования письма в онтогенезе;
- дать психолого-педагогическую характеристику младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием
- охарактеризовать дисграфию и механизмы нарушений письма у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- рассмотреть современные подходы к диагностике дисграфии, обусловленной фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- проанализировать современные подходы к коррекции дисграфии, обусловленной фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Методы исследования: анализ теоретических источников, сравнение, обобщение, систематизация.