Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования хозяйственно-бытовых навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и сочетанными нарушениями
1.1 Теоретический анализ понятия навыка и характеристика хозяйственно-бытовых навыков в научных исследованиях
1.2 Специфические особенности проявления хозяйственно-бытовых навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и сочетанными нарушениями
1.3 Обобщение научно-методического опыта по формированию хозяйственно-бытовых навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и сочетанными нарушениями на уроках по домоводству
Глава 2 Практическое исследование развития хозяйственно-бытовых навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и сочетанными нарушениями на учебном предмете «Домоводство»
2.1 Организация практического исследования и методы изучения уровня сформированности хозяйственно-бытовых навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и сочетанными нарушениями
2.2 Система уроков домоводства по формированию хозяйственно-бытовых навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и сочетанными нарушениями
2.3 Анализ эффективности формирования хозяйственно-бытовых навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и сочетанными нарушениями на уроках домоводства
Заключение
Библиографический список
Приложения
Формирование хозяйственно-бытовых навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и сочетанными нарушениями на учебном предмете «Домоводство» представляет собой актуальную проблему современной специальной педагогики. В условиях инклюзивного образования и усиленного внимания к вопросам адаптации детей с особыми образовательными потребностями все большее значение приобретает разработка эффективных методик формирования у них базовых навыков самообслуживания.
Современные исследования подтверждают, что раннее формирование социально-бытовых навыков оказывает положительное влияние на адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью, способствует их интеграции в общество и развитию самостоятельности. Однако до настоящего времени остается недостаточно разработанной методическая база, непосредственно касающаяся формирования таких навыков у младших школьников. Существующие программы преимущественно ориентированы на детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, тогда как дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нуждаются в специализированных подходах.
Проблема формирования социально-бытовых навыков важна не только в адаптационном, но и в общеразвивающем плане. В современной специальной педагогике отмечается нехватка методических материалов, учитывающих возрастные и когнитивные особенности детей данной категории. В частности, не разработаны в достаточной степени методики, направленные на развитие навыков самообслуживания, использования предметов быта, безопасного поведения в бытовых ситуациях. Несмотря на существование ряда исследований, посвященных обучению детей с интеллектуальными нарушениями, вопрос формирования хозяйственно-бытовых навыков в рамках учебного предмета «Домоводство» остается малоизученным.
Включение таких детей в образовательное пространство требует создания индивидуально-ориентированных методик, соответствующих их возможностям и потребностям. Важно учитывать, что недостаток сформированных хозяйственно-бытовых навыков не только затрудняет их адаптацию, но и негативно влияет на уровень социализации. Формирование этих умений должно строиться на поэтапном обучении, использовании игровых и практических методов, постоянном подкреплении положительного опыта.
Следовательно, актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки комплексных подходов к формированию хозяйственно-бытовых навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях специального образования.
Цель исследования: формирование хозяйственно-бытовых навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и сочетанными нарушениями на учебном предмете «Домоводство»
Объект исследования: формирование хозяйственно-бытовых навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и сочетанными нарушениями.
Предмет исследования: средства и методы формирования хозяйственно-бытовых навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и сочетанными нарушениями на учебном предмете «Домоводство».
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование хозяйственно-бытовых навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и сочетанными нарушениями будет более эффективным, если на уроках домоводства использовать методы и средства, направленные на:
– развитие навыков самообслуживания, включая личную гигиену (умывание, мытье рук, чистку зубов), прием пищи (использование столовых приборов, аккуратное питание) и удовлетворение естественных потребностей (самостоятельное посещение туалета, поддержание порядка и чистоты);
– формирование умений одеваться и раздеваться, включая застегивание пуговиц, молний, завязывание шнурков, выбор одежды по погоде и ситуации, а также навыки ухода за одеждой и обувью;
– освоение элементарных бытовых действий, таких как пользование простыми кухонными приборами, сервировка стола, уборка рабочего места после приема пищи, сортировка и складывание одежды, поддержание порядка в помещении.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ понятия навыка и дать характеристику хозяйственно-бытовых навыков в научных исследованиях.
2. Изучить специфические особенности проявления хозяйственно-бытовых навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и сочетанными нарушениями.
3. Организовать и провести практическое исследование по формированию хозяйственно-бытовых навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и сочетанными нарушениями на уроках домоводства.
4. Провести анализ эффективности формирования хозяйственно-бытовых навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и сочетанными нарушениями на уроках домоводства.
Методы исследования:
– теоретические методы: метод анализа научных источников по проблеме исследования, моделирование, анализ и синтез;
– эмпирические методы: психодиагностический метод;
– математико-статистические методы: количественный анализ результатов, Т-критерий Вилкоксона.
Теоретической основой исследования явились исследования, посвященные формированию хозяйственно-бытовых навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью (В. Н. Агурайя, Н. В. Бакланова, Д. Н. Бастрыгина, С. В. Верхотурцева, П. П. Горностай, Т. А. Девяткова, А. А. Дмитриев, И. О. Ерикова, Д. Н. Забелич, М. В. Каменева, Т. В. Княгницкая, О. В. Коваленко, И. А. Коробейников, У. А. Криволапчук, Л. В. Крутецкая, А. В. Лебедева, Д. В. Мазар, А. Е. Мандрик, З. И. Нартова, Я. А. Перепечина, К. С. Петухова, И. А. Решетняк, Д. Е. Семенова, П. А. Смирнова, Ю. И. Сорокина, К. В.Тараторина, К. В. Тараторина, Э. М. Третьяк, А. А. Хилько, Ю. А. Фролова и др.).
Практическое значение результатов заключается в том, что разработанная система уроков может быть использована педагогами, дефектологами и другими специалистами, работающими с младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью и сочетанными нарушениями по развитию у них хозяйственно-бытовых навыков.
База исследования: Практическое исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа № 53», реализующего адаптированные общеобразовательные программы. В исследовании приняли участие 6 младших школьников в возрасте от 9 до 10 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.