ВКР|Педагогика

ВКР Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе развития связной речи на уроках русского языка

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2016 | Страниц: 97

Цена: 4 500
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

1.1. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста

1.2. Проблема формирования связной речи младших школьников на уроках русского языка

1.3. Методика формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе развития связной речи на уроках русского языка

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

2.1. Содержание экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе развития связной речи на уроках русского языка

2.2. Анализ результатов экспериментальной работы

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что формирование коммуникативной культуры является объективной необходимостью современной школы, целевая направленность которой связывается с воспитанием личности младшего школьника, которую характеризует не только осведомленность в различных сферах науки, но и современный тип мышления, ответственность и воля в принятии решений в различных ситуациях, толерантность и коммуникабельность. Это приведет к гармонии во взаимоотношениях с окружающим его миром, поможет адаптироваться к условиям современного мира адекватно духовно-нравственным, социальным, профессиональным требованиям общества.

Большинство ученых сходятся во мнении, что коммуникативная культура является структурным компонентом общей культуры личности и представляет собой совокупность таких знаний, умений, навыков, которые позволяют ей эффективно использовать свои психические, физические, личностные качества для решения коммуникативных целей (О.Е. Лебедев, 2004); овладение коммуникативной культурой всегда сопровождается внутренними и внешними изменениями личности, ее сознанием и деятельностью (В.С. Романюк, 2008).

Деятельностный подход к обучению основан на принципах комплексной реализации практических и образовательных умений и навыков учащихся, коммуникативной направленности, коллективного взаимодействия (М.Д. Горячев, Р.Н. Горячева).

Однако, недостаточно акцентируется внимание на вопросе формирования коммуникативной культуры учащихся начальной школы. Именно коммуникативная культура, на наш взгляд, может являться условием успешной адаптации личности ребенка к жизни в обществе и поэтому заслуживает всестороннего изучения и анализа.

Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие своевременное качество образования, не маловажная роль в этом отводится начальной школе.

Цель исследования – составление и апробация комплекса упражнений по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в процессе развития связной речи на уроках русского языка.

Объект исследования – процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действия младших школьников.

Предмет исследования – методика формирования коммуникативных учебных универсальных действий в процессе развития связной речи на уроках русского языка.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику понятия «коммуникативные универсальные учебные действия» в современной психолого-педагогической и лингвистической литературе и изучить особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий в структуре ФГОС у детей младшего школьного возраста.

2. Проанализировать методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе развития связной речи на уроках русского языка.

3. Провести исследование, направленное на изучение исходного уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

4. Составить и апробировать комплекс упражнений по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в процессе развития связной речи на уроках русского языка.

5. Выявить эффективность формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе развития связной речи на уроках русского языка.

Гипотеза: Мы предполагаем, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе развития устной связной речи на уроках русского языка будет эффективным, если:

- развитие коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников основывается на учете индивидуальных особенностей учащихся;

- используются личностно направленные технологии сотрудничества, предусматривающие реализацию каждым учащимся своих способностей и потребностей в общении;

- контекстом формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников является обучение связной речи, осуществляемое на коммуникативно-ситуативной основе с учетом текстовых признаков.

В процессе исследования были использованы следующие методы:

1. Аналитические методы, включающие теоретический анализ педагогической, психологической, филологической, методической литературы; анализ диалогических текстов.

2. Экспериментальные методы, включающие констатирующий и обучающий эксперименты, контрольный срез.

3. Описательный метод, представленный наблюдениями за речевым поведением детей на занятиях опытного обучения.

4. Статистический метод, представленный количественным анализом полученных результатов.

Этапы исследования:

Первый этап – теоретический (сентябрь-октябрь 2015): анализ литературы, составление плана работы, определение основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.), написание первой главы работы.

Второй этап – экспериментальный (ноябрь-декабрь 2015): проведение эксперимента, оформление второй главы.

Третий этап – обобщающий (январь-апрель 2016): анализ и сравнение полученных результатов, литературное оформление выпускной квалификационной работы.

База исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №56» г. Новосибирска. В исследовании принимали участие школьники двух третьих классов: 3 «А» – контрольный, 3 «Б» – экспериментальный.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.

1. Александрова, О. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку / О. Александрова [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ruscenter.ru/320.html.

2. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.

3. Африна, Е. Учебная работа в группах сотрудничества / Е. Африна // Народное образование. – 2006. – № 5. – С. 81-90.

4. Байкуанышева, Н.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через организацию учебного процесса / Н.А. Байкуанышева // Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права. – Тюмень, 2013. – С. 15-24.

5. Бунеев, Р.Н. Русский язык (первые уроки): Учебник для 1-го кл. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс, 2011. – 164 с.

6. Бунеев, Р.Н. Русский язык. Первые уроки: Учебник для 1-го кл. – Изд. 4-е, перераб. / Бунеев Р. Н. [и др.] – М.: Баласс, 2011. – 64 с.

7. Бунеев, Р.Н. Русский язык: Учебник для 2-го кл. общеобразовател. шк – Изд. 2-е, перераб. / Бунеев Р. Н. [и др.] – М.: Баласс; Изд-во Школ. Дом, 2010. – 160 с.

8. Бунеев, Р.Н. Русский язык: Учебник для 3-го кл. в 2-х ч. Часть 1. – Изд. 5-е, перераб. / Бунеев Р. Н. [и др.] – М.: Баласс; Изд-во Школ. Дом, 2012. – 176 с.

9. Бунеев, Р.Н. Русский язык: Учебник для 3-го кл. в 2-х ч. Часть 2. – Изд. 5-е, перераб. / Бунеев Р. Н. [и др.] – М.: Баласс; Изд-во Школ. Дом, 2012. –208 с.

10. Буренкова, Н.В. Коммуникативные универсальные учебные действия на уроке русского языка / Н.В. Буренкова // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – № 3. – С. 33-35.

11. Воровщиков, С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции / С.Г. Воровщиков // Интернет-журнал Эйдос. 2007 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-9.htm.

12. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.

13. Горячев, М.Д. Особенности учебных интересов и мотивов учения школьников / М.Д. Горячев, Р.Н. Горячева // Вестник Самарского государственного университета. – 2001. – № 1. – С. 141-146.

14. Джонсон, Д. Методы обучения: обучение в сотрудничестве: Пер. с англ. / Д. Джонсон. – СПб: Экономическая школа, 2001. – 256 с.

15. Дзгоева, Н. М. К проблеме исследования сотрудничества в психологии // Вестник университета управления / Н.М. Дзгоева. – 2008. – № 5. – С. 39-42.

16. Зайцева, К.П. Об актуальности формирования коммуникативных способностей в учебной деятельности младших школьников / К.П. Зайцева [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2011/1552.htm.

17. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб.-метод. пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 101 с.

18. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.

19. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение: Учебник: 1 класс: В 2 ч. Ч. 1. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с.

20. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение: Учебник: 2 класс: В 2 ч. Ч. 1. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.

21. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение: Учебник: 2 класс: В 2 ч. Ч. 2. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.

22. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение: Учебник: 3 класс: В 2 ч. Ч. 2. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.

23. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение: Учебник: 4 класс: В 2 ч. Ч. 2. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.

24. Корниенко, И.Б. Приемы формирования опыта общения при использовании групповых способов обучения, способствующие развитию коммуникативных универсальных учебных действий / И.Б. Корниенко // Педагогическая лаборатория. – 2014. – № 1 (5). – С. 3.

25. Лебедев, О.Е. Управление образовательными системами / О.Е. Лебедев. – М.: Литературное агентство «Университетская книга», 2004. – 136 с.

26. Лукьянцева, М.М. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка / М.М. Лукьянцева // Science Time. – 2014. – № 7 (7). – С. 226-228.

27. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – 3-е изд., испр. и доп. / В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 128 с.

28. Мальчевская, М.Л. Формирование коммуникативных универсальных действий у младших школьников в процессе начального литературного образования / М.Л. Мальчевская, А.С. Сергеева // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2013. – Т. 4. – № 1. – С. 248-253.

29. Мандрикова, Г.М. Технология совместного обучения: правила для преподавателя / Г.М. Мандрикова // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №9 (декабрь). – С. 254-258.

30. Марахова, В.А. Основные трудности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / В.А. Марахова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2013. – № 3. – С. 23-26.

31. Метликина, Л.С. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка / Л.С. Метликина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 7-2 (18). – С. 117-120.

32. Мухаметшина, Р.Ф. Стратегия «Cooperative learning» и «Вrain-based learning» как основа формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы / Р.Ф. Мухаметшина, Т.В. Ахматова // Филология и культура. – 2013. – № 4. – С. 292-296.

33. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Язъ, 1992. – 955 с.

34. Оненко, Л.П. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования / Л.П. Оненко [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sikachi.ippk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=196:2011-03-09-22-36-56&catid=96:2011-03-07-19-57-30&Itemid=58.

35. Патрушева, Е.О. Работа в малых группах при формировании универсальных коммуникативных учебных действий / Е.О. Патрушева // Образование в современной школе. – 2011. – № 10. – С. 15-20.

36. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2002. – 272 с.

37. Романюк, В.С. Формирование коммуникативной культуры курсантов образовательных учреждений МВД: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.С. Романюк. – Казань, 2008. – 22 с.

38. Савкина, Н.Г. Мониторинг универсальных учебных действий учащихся начальных классов / Н.Г. Савкина, Т.А. Изох // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 6-2 (июнь). – С. 125-127.

39. Стефаненко, Н.А. Формирование коммуникативных УУД у младших школьников в УМК «Школа России» / Н.А. Стефаненко, А.Е. Костыгова [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=27014

40. Талюк. А.В. Групповые формы работы как средство формирования коммуникативных УУД / А.В. Талюк // Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 12 частях. – 2015. – С. 129-131.

41. Талюк, А.В. Работа над сочинением как средство развития коммуникативных УУД / А.В. Талюк // Научный альманах. – 2015. – № 8 (10). – С. 674-676.

42. Троицкая, Н.И. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения / Н.И. Троицкая // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – № 1. – С. 289-292.

43. Туйбаева, Е.И. Анкетирование как метод диагностики коммуникативных УУД учеников начальных классов / Е.И. Туйбаева, О.Л. Брусенцова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. – № 8-4. – С. 152-154.

44. Туйбаева, Е.И. Показатели оценки коммуникативных УУД младших школьников / Е.И. Туйбаева, О.Л. Брусенцова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 1-6. – С. 116-117.

45. Тюрикова, С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели формирования // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 3. / С.А. Тюрикова [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=22285309

46. Устимова М.М. Групповая работа на уроке как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников / М.М. Устимова // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – 2015. – С. 397-401.

47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) // Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922.

48. Цукерман, Г.А. Обучение учебному сотрудничеству / Г.А. Цукерман, Н.В. Елизарова, М.И. Фрумина, Е.В. Чудинова // Вопросы психологии. – 1993. – №2. – С.35.

49. Чарнецкая, Р.Т. Психологические условия совместного решения творческих учебно-трудовых задач младшими школьниками: Автореф. дис. … канд. психол. наук / Р.Т. Чарнецкая [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psibook.com/research/psihologicheskie-usloviya-sovmestnogo-resheniya-tvorcheskih-uchebno-trudovyh-zadach-mladshimi-shkolnikami.html

50. Шилова, М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе / М.И. Шилова. – Красноярск: Изд-во КГПУ, 1998. – 196 с.

51. Яндукова, Т.А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в процессе обучения универсальным учебным действиям / Т.А. Яндукова // Вестник Самарского государственного университета. – 2013. – №8.1 (109). – С. 283-287.

52. Яндукова, Т.А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников средствами коммуникативных действий / Т.А. Яндукова // Вестник Самарского государственного университета. – 2011. – № 85. – С. 246–249.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское