ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
1.1. Психолингвистические основы развития связной речи младших школьников
1.2. Сущность понятия «коммуникативно-речевые умения»
1.3. Методика формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе развития связной речи
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
2.1. Содержание формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе развития связной речи
2.2. Анализ результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Значение связной речи трудно переоценить, оно играет значимую роль в обучении и воспитании, в формировании личности человека. А.А. Леонтьев писал, что: «Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить» [20, с. 17].
С введением в обучение в общеобразовательной школе ФГОС НОО основным направлением работы учителя является речевое развитие школьника (в том числе и развитие его связной речи), поскольку именно связная речь является показателем эрудиции, уровня образования и культуры человека. Развитие связной речи стимулирует развитие мышления и интеллекта.
Проблема развития связной речи у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературы в процессе реализации ФГОС НОО является актуальной, так как огромную роль в психическом и интеллектуальном развитии детей играет язык и речь.
Успешность обучения детей в начальной школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Анализ специализированной литературы показал, что вопросы общей подготовки учащихся к общению, готовности к нему, развития отдельных коммуникативных качеств личности, умений и навыков общения представлены в педагогической науке достаточно широко. Обзор современных исследований позволяет говорить о постоянно растущем интересе общества к данной проблеме.
Сказанное выше позволяет считать выбранную тему выпускной квалификационной работы «Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе развития связной речи» актуальной.
Объект исследования – процесс развития связной речи.
Предмет исследования – особенности формирования коммуникативно-речевых умений в процессе развития связной речи младших школьников.
Цель исследования – раскрыть методические условия, методы и комплекс упражнений для формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе развития связной речи на уроках русского языка и литературного чтения.
Задачи:
1. Раскрыть сущность и особенности формирования коммуникативно-речевых умений у младших школьников;
2.Обосновать возможности уроков русского языка и литературного чтения при формировании коммуникативно-речевых умений у младших школьников;
3. Выявить особенности формирования коммуникативно-речевых умений у младших школьников с высокой и низкой мотивацией к обучению.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что формирование коммуникативно-речевых умений в процессе развития связной речи младших школьников, будет эффективным, если:
- применять разнообразные формы и методы работы на уроке (такие как применение наглядных пособий, схем, обобщающих таблиц, включение занимательных заданий по русскому языку и литературному чтению).
- организовывать коммуникативные и речевые игры,
- использовать пересказ и изложение.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
-теоретические (теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
-эмпирические (наблюдение за учебным процессом, эксперимент);
-статистический метод обработки данных.
Этапы исследования:
Первый этап – теоретический (сентябрь – октябрь 2016г.): анализ литературы, составление плана работы, определение основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.), написание первой главы работы.
Второй этап – экспериментальный (ноябрь 2016 – январь 2017г.): проведение эксперимента, оформление второй главы.
Третий этап – обобщающий (февраль – апрель 2017г.): анализ и сравнение полученных результатов, оформление выпускной квалификационной работы.
База исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ Кыштовской СОШ №1 среди учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов.
Апробация работы:
1) V Всероссийская студенческая научно-практическая конференция с международным участием «Молодежь XXI века: образование, наука, инновации»,
2) Проведение уроков русского языка и литературного чтения в 3 классе на базе МБОУ Кыштовской СОШ №1.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К. Подготовка ребенка к школе. Томск: Пеленг, 2004. – 364 с.
2. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А. Л. Андреев // Педагогика. – 2011. –№ 4. – С. 19–27.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. /Г.М. Андреева – М.: Академический проект, 2011. – 316 с.
4. Батырева, С. Г. К вопросу о коммуникативной компетенции младших школьников / С. Г. Батырева // Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 32–35.
5. Батыршев А.В. Организационные и коммуникативные качества личности. – Таллинн, 2008. – 180 с.
6. Бахтин М.М. Этика словесного творчества – М: Наука, 2000. – 218 с.
7. Безруких М.М., Ефремова С.П. Ребенок идет в школу. - М.: Просвещение, 2008. – 446 с.
8. Белорыбкина О.А. Речь и общение. – Ярославль, 2008. – 208 с.
9. Белошистая А. В. О преемственности между дошкольным и начальными звеньями системы образования. / А. В. Белошистая. // Вопросы психологии. № 6. 2008. С. 39-45.
10. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М., Педагогика, 1990. – 398 с.
11. Будачева, О. А. Как мы развиваем коммуникативную компетентность на уроках русского языка и литературы / О. А. Будачева // Управление школой. – 2011. – №10. – С. 34–35.
12. Введенская Л.А. Риторика и культура речи. /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 544 с.
13. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 288 с.
14. Вербовая Н.П. Искусство речи /Н.П. Вербовая, О.М. Головина, В.В. Урнова – М.: Просвещение, 1987. – 280 с.
15. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 2004. – 378 с.
16. Голуб И.Б. Секреты хорошей речи /И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь – М.: Академический Проект, 1993. – 264 с.
17. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка /К.С. Горбачевич – М.: Просвещение, 1981. – 488 с.
18. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. – Новосибирск, НГУ, 1999. – 173 с.
19. Гришанова, И. А. Теоретическое обоснование модели формирования коммуникативной успешности младших школьников / И. А. Гришанова // Вестник УдмГУ. – 2012. – Вып. 2. – С. 30–36.
20. Дашкин М.Е. Коммуникативные умения специалистов «человек-человек». – М.: Бератор, 2011. – 164 с.
21. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. – М.: Аспект, 2005. – 204 с.
22. Добрович А.Б. О психологии и психогигиене общения. – М., Просвещение, 1987. – 294 с.
23. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности /Л.В. Епишина // Начальная школа. – №11. – 2010. – С. 122-127.
24. Зенина Л.В. Основы педагогического мастерства /Л.В. Зенина, Н.П. Меньшикова - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 288 с.
25. Зимняя И.А., Путиловская Т.С. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи. – М.: Речь, 2009. – 244 с.
26. Крикунова Т.К. Практическая педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. /Т.К. Крикцунова – М.: Академия, 1999 – 148 с.
27. Люстрова З.Н. О культуре русской речи /З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин – М.: Просвещение, 1987. – 278 с.
28. Машарипова У.А. Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на основе развития связной речи. /У.А. Машарипова // Начальная школа. – 2014. – № 9. – С. 37–39.
29. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности /И.М. Михайлова – Псков: ПГПУ, 2012. – 188 с.
30. Морозова О.П. Педагогические ситуации в художественной литературе: Практикум. /О.П. Морозова – М.: Академия, 2001. – 304 с.
Всего 50 источников литературы