ВКР|Педагогика

ВКР Формирование интереса к учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2016 | Страниц: 94

Цена: 3 500
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

1.1. Понятие и характер дизонтогенеза

1.2. Психолого-педагогическая характеристика школьников с интеллектуальной недостаточностью

1.3 Психолого-педагогические основы формирования интереса к учебной деятельности

1.4 Развитие интереса к учебной деятельности у младших школьников с нормальным развитием и интеллектуальной недостаточностью

1.5. Методы диагностики уровня развития интересов к учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

2.1. Описание методик исследования и хода эксперимента по изучению интереса к учебной деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

2.2. Анализ результатов исследования

2.3. Разработка программы с включением коррекционных упражнений и игр по повышению интереса к учебной деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ

В последние десятилетия значительно увеличилось количе¬ство детей с интеллектуальной недостаточностью. В настоящее время они составляют более 20 % детской популяции [32, с.19]. Это часть той группы детей, которая в мировой психологической и медицинской литературе называется «дети с минимальной дисфункцией мозга», а в педагогической – дети с трудностями в обучении или медленно обучающиеся.

Формирование интереса к учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта актуально в силу обновления содержания обучения, постановки задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний.

Понятие «интеллектуальная недостаточность» объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в недостатках умственной деятельности, недоразвитие и своеобразие которой занимает центральное и определяющее место в общем недоразвитии психики ребенка.

Правильное определение понятия «интеллектуальная недостаточность» имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Известно, что нарушения и особенности развития психики у детей могут быть очень разнообразны.

Дать правильное определение понятия «интеллектуальная недостаточность» – значит, объяснить причину этого состояния и выделить его наиболее существенные признаки. Психические свойства возникают в онтогенезе, в процессе индивидуальной жизни ребенка. Психические свойства зависят, конечно, от генетически обусловленных здоровья и степени совершенства нервной системы. Чем лучше, подвижнее, пластичнее нервная система, тем быстрее и легче ребенок усваивает опыт взрослых. В современных условиях преобразования и модернизации нашего общества особенно остро встает проблема роли семьи и школы в осуществлении своевременной психологически и педагогически обоснованной помощи детям, отстающим от возрастных норм развития. Задача обеспечения эффективности обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью развития чрезвычайно актуальна, так как такие учащиеся, окончив школу, могут широко включаться в сферу трудовых и социальных отношений.

Объект исследования – процесс формирования интереса к учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Предмет исследования – особенности формирования интереса к учебной деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Цель исследования: обосновать значимость применения игровых форм на уроках для детей с интеллектуальной недостаточностью с целью повышения их мотивации и интереса к учению.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие и особенности аномального развития (дизонтогенеза);

- выяснить сущность и динамику развития интереса к учебной деятельности у младших школьников с нормой интеллекта и с интеллектуальной недостаточностью;

- раскрыть содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей;

- провести опытно-экспериментальное исследование по диагностике интереса к учебной деятельности у младших школьников с нормой интеллекта и с интеллектуальной недостаточностью.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, анкетирование, тестирование, сравнительный анализ.

Методики исследования:

1) Тест-опросник «Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников» М.Р. Гинзбург (см. Приложение № 1);

2) Анкета «Оценка уровня интереса к учебе и учебной мотивации младшего школьника» Н.Г. Лускановой (см. Приложение № 2).

Гипотеза исследования: познавательный интерес у детей с интеллектуальной недостаточностью ниже, чем у детей в норме, а также его развитие имеет специфические черты: дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают небольшую потребность в познании или не испытывают вообще, у них нет потребности всматриваться, анализировать и сопоставлять, они плохо устанавливают связи и отношения между предметами или их частями.

База исследования:

МБОУ СОШ № 97 г. Новосибирска и специальная (коррекционная) школа вида № 148 г. Новосибирска.

Выборка испытуемых: учащиеся первых классов, возраст 7-9 лет.

Структура работы: данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка используемых источников, составляющих 38 наименований, и приложений.

1. Активизация познавательной деятельности младших школьников / Под ред. М.П. Осиновой, Н.И. Качановской. – Минск: Харвест, 2011. – 228 с.

2. Бгажнокова, И.М. Психология умственно отсталого школьника. – /И.М. Багажонкова. – М.: Медицина, 2003. – 138 с.

3. Беличева С.А. Система коррекционно-развивающего обучения: ее преимущества и проблемы. /С.А. Беличева. // Практическая психология и логопедия. –№ 1. – 2011. – С.21-25.

4. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.

5. Божович, Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 119-126.

6. Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова // Воспитание и обучение. – 2004. – №1. – С. 27-31.

7. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии /Т.А. Власова, М.С. Певзнер – М.: Просвещение, 1973. – 189 c.

8. Выготский, Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций / Л.С. Выготский.– М.: Просвещение, 1995. – С. 404-418.

9. Дети с временной задержкой развития. /Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 2011. – 218 с.

10. Дунаева, З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития / Дунаева З.М. // Дефектология. – 2008. – № 4. – С. 27-34.

11. Егошина, Е.В. Методика исследования мотивов учения //Начальная школа. – 2005. – №6. – С. 234-240.

12. Интеграция детей–инвалидов в среду здоровых детей /А.П. Каменева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития – 2012. – №3. – С. 34-39.

13. Ишимова, О. А., Худенко Е. Д., Шаховская С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей. – М.: Просвещение, 2009. – 136 c.

14. Катаева, А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2009. – 180 с.

15. Кулагина, И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности]: уч. пособие для студентов и преподавателей / И.Ю. Кулагина. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 192 с.

16. Лебединская, К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. – М.: Педагогика, 2002. – 128 c.

17. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития /В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова. – М.: Проспект, 2010. – 218 с.

18. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М.: МГУ, 2003. – 316 с.

19. Мамайчук, И.И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с интеллектуальной недостаточностью: научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2006. – 352 с.

20. Мухина, В.С. Детская психология /В.С. Мухина. – М.: Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 325 с.

21. Немов, Р.С. Психология: уч. пособие для студентов высших уч. пед. заведений / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 640 с.

22. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии /Парамонова М.А. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. – №3. – С. 7-14.

23. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 2006. – 374 с.

24. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред. Ж.И. Шиф. – М.: Просвещение, 2001. – 232 с.

25. Павлова, Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / Т.А. Павлова. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.

26. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся /Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Бератор,2013. – 108 с.

27. Пинский, Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников /Б.И. Пинский – М.: Просвещение, 2000. – 204 с.

28. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 2002. – 208 с.

29. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. – М.: АСАDEMA, 2002. – 304 с.

30. Семенович, А.В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии / А.В.Семенович, С.О. Умрихин. – М.: Альфа-пресс, 1998. – 50 с.

31. Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э.Г.Симерницкая. – М.: МГУ, 1995. – 190 с.

32. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью. /Р.Д. Тригер – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.

33. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития. /У.В. Ульенкова. – Н. Новгород, 1994. – 228 с.

34. Усанова, О.Н. Специальная психология: Учебное пособие для вузов / О.Н. Усанова. – СПб.: Питер, 2010. – 400 с.

35. Цветкова, Л.С. Мозг и интеллект / Л.С. Цветкова. – М.: Просвещение, 2005. – 264 с.

36. Шевченко, С.Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции, реабилитации детей с трудностями в обучении / Шевченко С.Г. // Дефектология. – 2011. – №1. – С. 30-37.

37. Шипицына, Л.М. Специальная психология: Учебное пособие / Л.М. Шипицына. – СПб.: Речь, 2011. – 253 с.

38. Шопин, П.Б. Опознание простых изображений детьми с задержкой психического развития / Шопин П.Б. // Дефектология. – 2002. – №4. – С. 35-40.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское