Введение
Глава 1 Подготовка к школьному обучению старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью как психолого-педагогическая проблема
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью
1.2 Понимание «готовности к школьному обучению» детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях ориентиров ФГОС
1.3 Педагогические условия подготовки к школьному обучению старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию готовности к школьному обучению старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты констатирующего этапа исследования
2.2 Структура, содержание и особенности проведения коррекционно-развивающей программы
2.4 Результаты апробации коррекционно-развивающей программы
Заключение
Библиографический список
Приложение А
Приложение Б
Актуальность исследования обусловлена тем, что интеллектуальная недостаточность, будучи стойким нарушением в развитии центральной нервной системы, затрагивает не только познавательные процессы, но и всю психическую сферу личности ребенка: речь идет о нарушении эмоционально-волевой регуляции, сниженной мотивации, ограниченных возможностях в игровой и продуктивной деятельности, а также трудностях в формировании социальных навыков. На фоне таких нарушений формирование готовности к школьному обучению приобретает особую значимость, поскольку без специальной коррекционной помощи ребенок оказывается неспособным к систематическому усвоению даже упрощенного программного материала начальной школы.
Исследования показывают, что к концу дошкольного возраста у детей с интеллектуальной недостаточностью при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия ведущими остаются примитивные формы деятельности – предметно-манипулятивная, а сюжетно-ролевая игра, являющаяся основой для развития социального взаимодействия и когнитивной активности, либо полностью не формируется, либо проявляется в крайне ограниченном виде. Это негативно отражается на общем обучении, снижает интерес к окружающему миру и затрудняет включение ребенка в образовательную среду.
Школьная готовность детей с интеллектуальной недостаточностью требует особого подхода, учитывающего не только достигнутый уровень развития, но и зону ближайшего развития. Своевременное начало коррекционно-развивающей работы позволяет смягчить первичный дефект и предотвратить появление вторичных нарушений, формируя предпосылки к познавательной деятельности, элементарной саморегуляции, речевому и эмоциональному взаимодействию.
В условиях повышения требований к подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью к обучению в школе, становится необходимостью создание таких программ и методик, которые обеспечат комплексное развитие всех компонентов готовности. Эффективность подготовки напрямую зависит от грамотного сочетания игровых форм, индивидуального подхода, дозированной педагогической помощи и создания ситуации успеха, что особенно значимо для повышения учебной мотивации и уверенности ребенка в собственных возможностях.
Цель исследования: разработать и реализовать программу подготовки к школьному обучению старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью и оценить ее эффективность.
Объект исследования: подготовка к школьному обучению.
Предмет исследования: особенности подготовки к школьному обучению старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с интеллектуальной недостаточностью.
2. Рассмотреть понимание «готовности к школьному обучению» детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях ориентиров ФГОС.
3. Охарактеризовать педагогические условия подготовки к школьному обучению старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
4. Провести эмпирическое исследование готовности к школьному обучению старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
5. Разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу по повышению готовности к школьному обучению старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
6. Проанализировать результаты апробации коррекционно-развивающей программы.
Гипотезой исследования выступило предположение, что проведение коррекционно-развивающей работы позволит повысить готовность к школьному обучению у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, если целенаправленно формировать:
– ориентировочно-мотивационный компонент (положительное отношение к учебной деятельности, интерес к познанию, стремление к выполнению заданий и проявления учебной инициативы);
– операциональный компонент (умения классифицировать и упорядочивать предметы, координировать зрительные и моторные действия, ориентироваться в пространстве);
– регуляторный компонент (произвольность поведения, способность к самоконтролю, речевая саморегуляция и выполнение устных инструкций).
Теоретической основой исследования явились работы, раскрывающие особенности детей с нарушениями интеллекта: А. И. Асрумян, М. Е. Варламова, Д. А. Виноградова, И. Н. Галасюк, В. А. Дьячкова, В. А. Егорова, Т. А. Колосова, К. С. Косарева, Д. А. Кубышкина, А. С. Мухаметжанова, З. Р. Нальгиева, И. И. Потапенко, И. Г. Прокопьева, Н. А. Савельева, А. С. Сурнина, Г. Н. Уланова, А. О. Федоренко, Е. П. Хвастунова, В. Е. Хлущевская и другие. Также были использованы работы, посвященные подготовке к школе детей с нормативным и нарушенным развитием: А. В. Ларина, И. И. Мамайчук, О. А. Пархоменко, А. А. Сидорова, Т. В. Шерстнева и другие.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ теоретических источников по теме исследования, сравнение и обобщение.
2. Эмпирические методы: тестирование, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, количественный и качественный анализ результатов.
3. Методы математической статистики: методы описательной статистики, Т-критерий Вилкоксона.
База исследования: дошкольное отделение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Специальная (коррекционная) начальная школа № 60 «Сибирский лучик». В исследовании принимали участие 8 старших дошкольников с легкой умственной отсталостью, не имеющие сочетанного дефекта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть основой для разработки коррекционно-развивающих программ, направленных на подготовку к школьному обучению старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.