Дипломная работа|Педагогика

Подготовка к школьному обучению старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: Telesammit

Год: 2025 | Страниц: 73

Цена: 4 900
Купить работу

Введение

Глава 1 Подготовка к школьному обучению старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью как психолого-педагогическая проблема

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью

1.2 Понимание «готовности к школьному обучению» детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях ориентиров ФГОС

1.3 Педагогические условия подготовки к школьному обучению старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию готовности к школьному обучению старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Результаты констатирующего этапа исследования

2.2 Структура, содержание и особенности проведения коррекционно-развивающей программы

2.4 Результаты апробации коррекционно-развивающей программы

Заключение

Библиографический список

Приложение А

Приложение Б  

Актуальность исследования обусловлена тем, что интеллектуальная недостаточность, будучи стойким нарушением в развитии центральной нервной системы, затрагивает не только познавательные процессы, но и всю психическую сферу личности ребенка: речь идет о нарушении эмоционально-волевой регуляции, сниженной мотивации, ограниченных возможностях в игровой и продуктивной деятельности, а также трудностях в формировании социальных навыков. На фоне таких нарушений формирование готовности к школьному обучению приобретает особую значимость, поскольку без специальной коррекционной помощи ребенок оказывается неспособным к систематическому усвоению даже упрощенного программного материала начальной школы.

Исследования показывают, что к концу дошкольного возраста у детей с интеллектуальной недостаточностью при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия ведущими остаются примитивные формы деятельности – предметно-манипулятивная, а сюжетно-ролевая игра, являющаяся основой для развития социального взаимодействия и когнитивной активности, либо полностью не формируется, либо проявляется в крайне ограниченном виде. Это негативно отражается на общем обучении, снижает интерес к окружающему миру и затрудняет включение ребенка в образовательную среду.

Школьная готовность детей с интеллектуальной недостаточностью требует особого подхода, учитывающего не только достигнутый уровень развития, но и зону ближайшего развития. Своевременное начало коррекционно-развивающей работы позволяет смягчить первичный дефект и предотвратить появление вторичных нарушений, формируя предпосылки к познавательной деятельности, элементарной саморегуляции, речевому и эмоциональному взаимодействию.

В условиях повышения требований к подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью к обучению в школе, становится необходимостью создание таких программ и методик, которые обеспечат комплексное развитие всех компонентов готовности. Эффективность подготовки напрямую зависит от грамотного сочетания игровых форм, индивидуального подхода, дозированной педагогической помощи и создания ситуации успеха, что особенно значимо для повышения учебной мотивации и уверенности ребенка в собственных возможностях.

Цель исследования: разработать и реализовать программу подготовки к школьному обучению старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью и оценить ее эффективность.

Объект исследования: подготовка к школьному обучению.

Предмет исследования: особенности подготовки к школьному обучению старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с интеллектуальной недостаточностью.

2. Рассмотреть понимание «готовности к школьному обучению» детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях ориентиров ФГОС.

3. Охарактеризовать педагогические условия подготовки к школьному обучению старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

4. Провести эмпирическое исследование готовности к школьному обучению старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

5. Разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу по повышению готовности к школьному обучению старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

6. Проанализировать результаты апробации коррекционно-развивающей программы.

Гипотезой исследования выступило предположение, что проведение коррекционно-развивающей работы позволит повысить готовность к школьному обучению у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, если целенаправленно формировать:

–       ориентировочно-мотивационный компонент (положительное отношение к учебной деятельности, интерес к познанию, стремление к выполнению заданий и проявления учебной инициативы);

–       операциональный компонент (умения классифицировать и упорядочивать предметы, координировать зрительные и моторные действия, ориентироваться в пространстве);

–       регуляторный компонент (произвольность поведения, способность к самоконтролю, речевая саморегуляция и выполнение устных инструкций).

Теоретической основой исследования явились работы, раскрывающие особенности детей с нарушениями интеллекта: А. И. Асрумян, М. Е. Варламова, Д. А. Виноградова, И. Н. Галасюк, В. А. Дьячкова, В. А. Егорова, Т. А. Колосова, К. С. Косарева, Д. А. Кубышкина, А. С. Мухаметжанова, З. Р. Нальгиева, И. И. Потапенко, И. Г. Прокопьева, Н. А. Савельева, А. С. Сурнина, Г. Н. Уланова, А. О. Федоренко, Е. П. Хвастунова, В. Е. Хлущевская и другие. Также были использованы работы, посвященные подготовке к школе детей с нормативным и нарушенным развитием: А. В. Ларина, И. И. Мамайчук, О. А. Пархоменко, А. А. Сидорова, Т. В. Шерстнева и другие.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ теоретических источников по теме исследования, сравнение и обобщение.

2. Эмпирические методы: тестирование, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, количественный и качественный анализ результатов.

3. Методы математической статистики: методы описательной статистики, Т-критерий Вилкоксона.

База исследования: дошкольное отделение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Специальная (коррекционная) начальная школа № 60 «Сибирский лучик». В исследовании принимали участие 8 старших дошкольников с легкой умственной отсталостью, не имеющие сочетанного дефекта.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть основой для разработки коррекционно-развивающих программ, направленных на подготовку к школьному обучению старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.

Всего 54 источника литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа Педагогика
2016 год 66 стр.
Диплом Воспитание техничного мастерства юных футболистов
diplomstud
Дипломная работа Педагогика
2017 год 105 стр.
Диплом Освоение выразительных средств графики
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское