Введение
Глава 1. Теоретические основы освоения выразительных средств графики учащимися посредством линогравюры
1.1 Графика как вид изобразительного искусства
1.2 История искусства графики
1.3 Выразительные средства графики
1.4 Техника линогравюры
1.5 Особенности обучения выразительным средствам графики учащихся че-рез работу в технике линогравюра
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению актуального уровня владения учащимися выразительными средствами графики
Заключение
Список литературы
Приложения
Одной из самых важных задач, поставленных перед современным обществом является формирование культуры личности, его духовной организации. Формирование культуры любого человека невозможно без обращения к различным видам искусства. Ведь на жизнь каждого человека искусство имеет влияние. Оно позволяет открыть грани своей души. Оно помогает погрузиться в свой собственный мир и изучить себя, понять себя и окружающих.
Одним из таких видов искусства является искусство графики. Оно обладает поистине ничем не ограниченными изобразительными возможностями для образного изображения мира. Современный человек каждый день сталкивается с различными видами графики: - это дорожные знаки и указатели, плакаты и афиши, книги и этикетки, упаковка товаров и реклама, газеты и журналы и многое другое. Графика, обладая уникальными возможностями, способна решать задачи, любого уровня сложности. Такие как формирование духовного, культурного, эмоционального в человеке.
Владение теоретическими и практическими аспектами графики способствует творческому развитию, построению художественно – образного мышлении, развитию наблюдательности. Формирует целостное восприятие картины мира, развивает навыки творческого использование выразительных средств.
Вырастить и воспитать гармонично развитого человека - желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели направлены и усилия педагогов. Для того чтобы сформировать в ребенке художественно-изобразительные умения и навыки, прежде всего, необходимо дать ему возможность изучать основной вид изобразительного искусства - графику. Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.), ее возможности изображения и образного истолкования мира практически неограниченны. Художественно-выразительные достоинства графики заключаются в лаконизме, емкости образов и строгом отборе графических средств, делающих ее доступной для любого возраста учащихся любой школы.
К сожалению графике как отдельному предмету в школе не уделяется должного внимания. Нет универсальной программы для обучения различным техникам, для овладения выразительными средствами графики Однако, в этом направлении постоянно проводятся исследования, создаются методические пособия, основанные на опыте художников-педагогов.
Таким образом, изучение графики как вида изобразительного искусства , овладение основными выразительными средствами есть неотъемлемая и важная часть обучения изобразительному искусству.
Все вышеизложенное определило проблему исследования, а именно корректировки и разработки методических программ по предмету графика как виду изобразительного искусства, адаптируемые для учащихся.
Объект исследования: освоение выразительных средств графики учащимися 10 -12 лет.
Предмет исследования: работа в технике линогравюра.
Цель курсовой работы: выявление актуального уровня владения учащимися выразительными средствами графики.
Для того, чтобы добиться поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть графику как вид изобразительного искусства
- Рассмотреть историю искусства графики
- Изучить технику линогравюры в истории искусства
- Охарактеризовать выразительные средства графики
- Рассмотреть особенности обучения выразительным средствам графики учащихся через работу в технике линогравюра
- Определить необходимые критерии для выявления актуального уровня владения выразительными средствами графики учащимися 10 -12 лет.
Для реализации цели и задач исследования использовалась справочная и учебная литература, психолого-педагогическая и методическая литература, материалы периодической печати по данной проблеме.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и вывода. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методические исследования, раскрывает теоретическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются, графика как вид изобразительного искусства, история искусства графики и техники линогравюры, так же выразительные средства графики и особенности обучения детей графической технике.
Во второй главе, определяются методики по обучению выразительными средствами графики, проводится констатирующий эксперимент.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.