Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей
1.2. Организация здоровьясбережения детей дошкольного возраста в ДОУ санаторного типа
1.3. Психолого-педагогические условия организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей дошкольного возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей
2.1. Изучение особенностей организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей в детском саду
2.2. Реализация психолого-педагогических условий организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность исследования. Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания, однако ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни детей.
В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00г. № 751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране [3].
Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» РФ сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь [39].
В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит много проблем, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей при взаимодействии с семьей: несовершенство деятельности медико-психолого-педагогической службы дошкольного учреждения в вопросах взаимосвязи с семьей, учитывая их социальный статус; отсутствие системы в вопросах просвещения семьи по педагогическому, психологическому и валеологическому направлениям; недостаточно продумана здоровьесберегающая деятельность дошкольного учреждения (преобладание аспекта на интеллектуальное развитие детей, жесткая регламентация режима дня и отсутствие такового в семье; перегруженность групп); уровень педагогической компетентности родителей не позволяет занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ, несформированность потребности и умений у детей, родителей и педагогов в здоровом образе жизни; отсутствие должной материально-технической базы, отвечающей здоровьесберегающей направленности воспитательно-образовательного процесса.
Данные проблемы влекут за собой отрицательные социальные последствия: подрывается духовно-нравственное, физическое и психическое здоровье детей; уменьшается процент здоровых детей, выпускаемых в школу; недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей, следствием этого феномена является низкая активность, высокая конфликтность, безответственность родителей к своим обязанностям по отношению к детям и образовательному процессу в ДОУ. Таким образом, проблема заключается в противоречии между объективной необходимостью изменения и пересмотра всего воспитательно-образовательного процесса и жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении и организации сотрудничества с семьей, в котором бы учитывались психологические особенности дошкольников, прослеживалась взаимосвязь ДОУ и семьи в сберегающей здоровье направленности и отсутствием научно-методического обеспечения, а также недостаточной разработанностью рассматриваемых проблем в педагогической науке и практике.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы исследования определили выбор темы исследования: «Организация взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста».
Цель работы – теоретически изучить и экспериментально проверить условия организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей.
Объект исследования – процесс взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей.
Гипотеза исследования - взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей дошкольного возраста будет эффективным, если реализовать следующие психолого-педагогические условия:
- повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах здоровьясбережения детей;
- обеспечить взаимодействие ДОУ и семьи, проявляющееся в активности родителей в образовательном процессе.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи работы:
1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе в ретроспективе и на современном этапе.
2. Выявить эффективные психолого-педагогические условия организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей.
3. Проверить на практике эффективность выдвинутых в гипотезе психолого-педагогических условий.
4. Разработать методические рекомендации родителям по здоровьясбережению детей.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Основные этапы исследования:
Первый этап (сентябрь-октябрь 2015 г.) - поисково-творческий. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ; постановка целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследования.
Второй этап исследования (ноябрь 2015 г. – февраль 2016 г.) - опытно-экспериментальный. Проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента, выявление особенностей организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей в детском саду, реализация психолого-педагогических условий организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения.
Третий этап (март-апрель 2016 г.) – обобщающий (анализ и обобщение результатов, оформление материалов исследования).
База проведения исследования: Эксперимент проводился на базе МДОУ детский сад №288 г. Челябинска.
1. Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Просвещение, 1992.– 159 с.
2. Алиев, М.В. Формирование правильной осанки / М.В. Алиев // Домашнее воспитание. - 1993. - №2. - С.17-21.
3. Алямовская, В.Г. Материалы курса «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»: лекции 1-3 / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 80 с.
4. Алямовская, В.Г. Материалы курса «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»: лекции 4-5 / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 44 с.
5. Антонов, Ю.Е. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» / А.Ю. Антонов, Е.Ю. Иванова // Обруч. - 1996. - №1. - С.5-6.
6. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин; под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1967. - 445 с.
7. Береснева, З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / З.И. Береснева. - М.: Сфера, 2010. – 32 с.
8. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость / Е.Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 1981. - 274 с.
9. Ввозная, В.И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ / В.И. Ввозная, И.Т. Коновалова. - М.: Сфера, 2011. – 128 с.
10. Вержбицкая, Н.А. Массаж - одно из средств физического воспитания (из опыта работы преподавателя МПК г. Мурманска) / Н.А. Вержбицкая //Дошкольное воспитание. - 1999. - №3. - С. 45-48
11. Востриков, В.А. Физкультурно-образовательные предпосылки здоровьесбережения / В.А. Востриков // Оздоровительные технологии XXI века. – Челябинск, 2007. – С.48-49.
12. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам / Л.Д. Глазырина. - М.: Владос, 1999. - 167 с.
13. Гордеева, В.А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ / В.А. Гордеева // Управление ДОУ. - 2011. - №8. – С.63.
14. Гуров, В.А. Здоровый образ жизни: научные представления и реальная ситуация / В.А. Гуров // Валеология. - 2011. - №1. - С. 53-59.
15. Данилина, Т.А. Взаимодействие ДОУ с социумом / Т.А. Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. – М.:АРКТИ, 2009. – 77с.
16. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников / В.А. Деркунская.– М.: Педагогическое общество России, 2010.– 96 с.
17. Доронова, Т. Право на охрану здоровья / Т. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2001. - №9. - С.5-8.
18. Евдокимова, Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ / Е.С. Евдокимова // Управление ДОУ. - 2009. - №1. – С.71.
19. Ерофеева, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Т.И. Ерофеева. – М.: Академия, 2001. - 324 с.
20. Ефименко, Н.Н. Театр физического оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Н. Ефименко. - М.: Академия, 1999. - 255 с.
21. Закон Российской Федерации "Об образовании". - М, 2001. - 306с.
22. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ1 века / Авторы-составители Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. - М.: АРКТИ, 2000. - 88 с.
23. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ1 века. /Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ, 2000. - 88 с.
24. Змановский, Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. Концептуальные положения / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. - 1999. - №9. - С. 23-26.
25. Змановский, Ю.Ф. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Труды 1 Международной научно-практической конференции / Ю.Ф. Змановский, Ю.Е. Лукоянов; под ред. Ю.Ф. Змановского. - Дубна, 1999. - 285 с.
26. Зуйкова, М.Б. Режим – путь к здоровью / М.Б. Зуйкова // Управление ДОУ. - 2011. - №1. – С.60-71.
27. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию / Э.М. Казин. - М.: Владос, 2000. - 192 с.
28. Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников / М.Ю. Картушина. – М.: Сфера, 2014. – 208 с.
29. Касьяненко, В.В. Современная организация оздоровления школьников: Сборник научных работ. Проблемы развития и охраны здоровья детей подросткового возраста / В.В. Касьяненко, И.А. Мусина, И.Р.Биглова, Г.Я.Сатарова, Д.Н.Ханнанова; под ред. А.Г. Муталова. Уфа, 2008. - С.79-82.
30. Копылов, Ю.А. Беречь осанку смолоду / Ю.А. Копылов // Физическая культура в школе. - 1994. - №2. – С.16-28.
31. Кротова, Т.В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи / Т.В. Кротова // Управление ДОУ. - 2008. - №5.
32. Кудрявцева, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления / В.Т. Кудрявцева. - М.: Линка-Пресс, 2000. - 275 с.
33. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2010. - 76 с.
34. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ / П.Н. Лосев. – М.: Сфера, 2010. – 155 с.
35. Лукина, Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью / Л.И. Лукина // Управление ДОУ. - 2011. - №7. – С.84-95.
36. Лукина, Л.И. Работа с родителями в ДОУ / Л.И. Лукина // Управление ДОУ. - 2009. - №5. – С.41-49.
37. Мартынов, С.М. Здоровье ребенка в ваших руках / С.М. Мартынов. - М.: Просвещение, 1991. - 390 с.
38. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка / М.Д. Маханева. - М.: Академия, 2000. - 326 с.
39. Маханеева М.Н. Новые подходы к организации физического воспитания. //Дошкольное воспитание. 1993. -№2. - 12-17.
40. Оверчук, Т.И. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы / Т.И. Оверчук. - М.: Гном и Д, 2007. – 240 с.
41. ..............................