ВКР|Педагогика

Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на коррекционных занятиях

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: Telesammit

Год: 2025 | Страниц: 83

Цена: 4 900
Купить работу

Введение

Глава 1 Теоретические основы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на коррекционных занятиях

1.1 Развитие словарного запаса в онтогенезе

1.2 Особенности словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

1.3 Методы и приемы коррекционной работы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Глава 2 Экспериментальное исследование обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на коррекционных занятиях

2.1 Организация и ход экспериментального исследования

2.2 Анализ результатов исследования словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

2.3 Система работы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на коррекционных занятиях и оценка ее эффективности

Заключение

Библиографический список

Приложение А

Приложение Б

Приложение В   

Формирование словарного запаса является одним из ключевых аспектов речевого и когнитивного развития ребенка, так как именно лексическое богатство определяет качество коммуникации, способность к обобщению, осмыслению информации и успешную социализацию. В дошкольном возрасте происходит активное накопление лексики, расширение семантических связей и освоение новых грамматических конструкций, что создает основу для дальнейшего успешного обучения. Однако у детей с общим недоразвитием речи наблюдается значительное отставание в развитии словаря, что затрудняет их речевую деятельность и негативно влияет на формирование коммуникативных навыков.

Проблема ограниченного словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлена рядом факторов, включая недостаточную сформированность семантических полей, трудности в усвоении обобщающих понятий, низкую скорость актуализации слов и нарушения словообразовательных процессов. Ограниченность активного словаря и недостаточная дифференциация пассивного словаря приводит к однообразию речи, затруднениям в выражении мыслей и снижению общей речевой активности. В свою очередь, эти нарушения препятствуют полноценному взаимодействию ребенка со сверстниками и взрослыми, снижая его социальную адаптацию.

Актуальность исследования определяется необходимостью разработки эффективных методов и приемов коррекционной работы, направленных не только на количественное расширение словаря, но и на формирование навыков осмысленного использования слов в речи. В современных условиях особое внимание уделяется комплексному подходу к развитию лексики, который включает игровые, наглядные и ситуационные методы, использование мультимедийных технологий, тематическую организацию занятий и активное вовлечение ребенка в речевое взаимодействие. Оптимизация коррекционной работы по обогащению словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня позволит не только улучшить их речевые способности, но и повысить уровень общей познавательной активности, а также подготовить их к успешному обучению в школе.

Объект исследования: словарный запас детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Предмет исследования: обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на коррекционных занятиях.

Цель исследования: разработать и реализовать систему работы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на коррекционных занятиях и выявить ее эффективность.

Задачи:

1. На основе анализа теоретических источников определить особенности словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

2. Рассмотреть методы и приемы коррекционной работы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

3. Провести диагностику словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

4. Разработать систему работы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на коррекционных занятиях и оценить ее эффективность.

Гипотезой исследования выступило предположение, что обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на коррекционных занятиях будет эффективным, если:

-                   обогащать пассивный и активный словарь имен существительных (высокочастотная лексика, среднечастотная лексика, малочастотная лексика, времена года и сутки, части предмета, названия жилищ, части тела; животные и птицы, игрушки, фрукты и ягоды, овощи и деревья, обувь и одежда);

-                   обогащать пассивный и активный словарь имен прилагательных (названия формы, цвета, величины и веса; названия вкусовых, температурных, тактильных ощущений; названия высоты, толщины, длины, ширины)

-                   обогащать пассивный и активный глагольный словарь, связанный с изображением действий, звуками, издаваемыми животными, деятельностью определенных профессий и другие.

Методологической базой исследования явились теории развития словарного запаса в онтогенезе (Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие), концепции развития словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Т. В. Волосовец, В. П. Глухов, О. В. Громова, Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, Л. В. Лопатина и другие).

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация;

2. Эмпирические методы: практическое обследование посредством тестирования; количественный и качественный анализ результатов.

3. Методы математической статистики: описательная статистика, среднее арифметическое, отклонение, Т-критерий Вилкоксона.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система занятий может быть использована в работе специалистов дошкольной организации по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на коррекционных занятиях.

Структура исследования включает введение, две глав, заключение, библиографический список и приложения.
 
  1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2000. 400 с.
  2. Баева А. И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6-летних детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]. URL: http://logoped-sfera.ru/izuchenie-sostoyaniya-rechevyx-processov-u-5-6-letnix-detej-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 15.03.2025).
  3. Баранова М. Т., Костеева Т. А., Пруюникова А. В. Русский язык. М.: Просвещение, 1993. 289 с.
  4. Бородич А. М. Приемы словарной работы // Развитие словаря детей дошкольного возраста: хрестоматия / под ред. О. А. Бизиковой. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет (НВГУ), 2019. С. 25-43.
  5. Бородич А. М. Психологические особенности становления детского словаря // Развитие словаря детей дошкольного возраста: хрестоматия / под ред. О. А. Бизиковой. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет (НВГУ), 2019. С. 6-13.
  6. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: Национальный книжный центр, 2014. 96 с.
  7. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. М.: Сфера, 2007. 224 с.

Всего 44 источника литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское