Введение
Глава 1 Теоретические основы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на коррекционных занятиях
1.1 Развитие словарного запаса в онтогенезе
1.2 Особенности словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
1.3 Методы и приемы коррекционной работы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Глава 2 Экспериментальное исследование обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на коррекционных занятиях
2.1 Организация и ход экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов исследования словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
2.3 Система работы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на коррекционных занятиях и оценка ее эффективности
Заключение
Библиографический список
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Формирование словарного запаса является одним из ключевых аспектов речевого и когнитивного развития ребенка, так как именно лексическое богатство определяет качество коммуникации, способность к обобщению, осмыслению информации и успешную социализацию. В дошкольном возрасте происходит активное накопление лексики, расширение семантических связей и освоение новых грамматических конструкций, что создает основу для дальнейшего успешного обучения. Однако у детей с общим недоразвитием речи наблюдается значительное отставание в развитии словаря, что затрудняет их речевую деятельность и негативно влияет на формирование коммуникативных навыков.
Проблема ограниченного словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлена рядом факторов, включая недостаточную сформированность семантических полей, трудности в усвоении обобщающих понятий, низкую скорость актуализации слов и нарушения словообразовательных процессов. Ограниченность активного словаря и недостаточная дифференциация пассивного словаря приводит к однообразию речи, затруднениям в выражении мыслей и снижению общей речевой активности. В свою очередь, эти нарушения препятствуют полноценному взаимодействию ребенка со сверстниками и взрослыми, снижая его социальную адаптацию.
Актуальность исследования определяется необходимостью разработки эффективных методов и приемов коррекционной работы, направленных не только на количественное расширение словаря, но и на формирование навыков осмысленного использования слов в речи. В современных условиях особое внимание уделяется комплексному подходу к развитию лексики, который включает игровые, наглядные и ситуационные методы, использование мультимедийных технологий, тематическую организацию занятий и активное вовлечение ребенка в речевое взаимодействие. Оптимизация коррекционной работы по обогащению словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня позволит не только улучшить их речевые способности, но и повысить уровень общей познавательной активности, а также подготовить их к успешному обучению в школе.
Объект исследования: словарный запас детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на коррекционных занятиях.
Цель исследования: разработать и реализовать систему работы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на коррекционных занятиях и выявить ее эффективность.
Задачи:
1. На основе анализа теоретических источников определить особенности словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Рассмотреть методы и приемы коррекционной работы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Провести диагностику словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Разработать систему работы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на коррекционных занятиях и оценить ее эффективность.
Гипотезой исследования выступило предположение, что обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на коррекционных занятиях будет эффективным, если:
- обогащать пассивный и активный словарь имен существительных (высокочастотная лексика, среднечастотная лексика, малочастотная лексика, времена года и сутки, части предмета, названия жилищ, части тела; животные и птицы, игрушки, фрукты и ягоды, овощи и деревья, обувь и одежда);
- обогащать пассивный и активный словарь имен прилагательных (названия формы, цвета, величины и веса; названия вкусовых, температурных, тактильных ощущений; названия высоты, толщины, длины, ширины)
- обогащать пассивный и активный глагольный словарь, связанный с изображением действий, звуками, издаваемыми животными, деятельностью определенных профессий и другие.
Методологической базой исследования явились теории развития словарного запаса в онтогенезе (Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие), концепции развития словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Т. В. Волосовец, В. П. Глухов, О. В. Громова, Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, Л. В. Лопатина и другие).
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация;
2. Эмпирические методы: практическое обследование посредством тестирования; количественный и качественный анализ результатов.
3. Методы математической статистики: описательная статистика, среднее арифметическое, отклонение, Т-критерий Вилкоксона.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система занятий может быть использована в работе специалистов дошкольной организации по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на коррекционных занятиях.
Структура исследования включает введение, две глав, заключение, библиографический список и приложения.