Дипломная работа|Педагогика

Игровые упражнения как средство преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью в инклюзивном образовательном пространстве

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: Telesammit

Год: 2025 | Страниц: 69

Цена: 4 900
Купить работу

Введение

Глава 1 Теоретическое изучение проблемы преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью в инклюзивном образовательном пространстве

1.1 Теоретический анализ тревожности и ее структурных компонентов в научных исследованиях

1.2 Особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью

1.3 Обобщение научно-методического опыта по преодолению тревожности у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью в инклюзивном образовательном пространстве

Глава 2 Практическое изучение преодоления тревожности у младших школьников с легкой умственной отсталостью в инклюзивном образовательном пространстве

2.1 Организация практического исследования и диагностика структурных компонентов тревожности у младших школьников с легкой умственной отсталостью

2.2 Система коррекционных игровых упражнений по преодолению тревожности у младших школьников с легкой умственной отсталостью в инклюзивном образовательном пространстве

2.3 Количественный и качественный анализ эффективности преодоления тревожности у младших школьников с легкой умственной отсталостью в инклюзивном образовательном пространстве

Заключение

Библиографический список

Приложение А

Приложение Б  

Актуальность исследования. В современном мире проблема тревожности становится все более актуальной в научных кругах. В последние годы наблюдается рост числа детей, испытывающих тревогу. Множество научных работ, посвященных проблеме школьной тревожности, позволяют лучше понять причины ее возникновения. Несмотря на это, интерес к данной проблеме не ослабевает. Педагоги, столкнувшись с такой ситуацией, стремятся найти способы, которые могли бы помочь ребенку преодолеть тревожность.

Школьная тревожность – это одна из распространенных проблем. Она свидетельствует о том, что ребенок испытывает трудности в процессе обучения в школе, что негативно сказывается на всех аспектах его жизни: учебе, здоровье и общем благополучии. Эта проблема действительно актуальна в наше время, и ее решение требует особого внимания.

В условиях современного общества и стремления к созданию инклюзивной среды вопрос организации инклюзивного образования все еще остается недостаточно исследованным. Для обеспечения равных возможностей в образовании необходимо создать условия, которые будут доступны для всех детей, включая тех, у кого есть особые образовательные потребности. Это требует особого подхода. Проблема школьной тревожности у детей с умственной отсталостью остается малоизученной. Дети, обучающиеся по адаптированным программам в общеобразовательной школе, нуждаются в особом внимании и создании условий, которые помогут им преодолеть страхи и тревогу.

Эмоциональная сфера умственно отсталых детей младшего школьного возраста имеет свои особенности по сравнению с детьми, имеющими нормальное развитие. У таких детей эмоции и настроение часто меняются, они могут легко возбудиться и заплакать, а также испытывают беспокойство и тревогу.

В школе у этих детей наблюдаются состояния напряженности, скованности, пассивности и неуверенности в себе, что создает дополнительные трудности в обучении и общении со сверстниками.

Проявления тревоги могут быть различными. Иногда родители и учителя не замечают, что у внешне спокойных и тихих детей тоже может быть тревога, которая проявляется в скрытой форме. Если не выявлять и не корректировать это состояние своевременно, оно может перерасти в невроз.

У детей с умственной отсталостью эмоции и чувства могут быть более простыми, чем у их сверстников с нормальным развитием. Однако это не означает, что они лишены эмоций совсем. Даже такие чувства, как тревога и страх, им знакомы.

Дети с олигофренией испытывают особый уровень тревоги, что связано с особенностями их развития. Иногда тревога может настолько завладеть их сознанием, что они замыкаются в себе, становятся нервными и агрессивными. Любой страх или немотивированное беспокойство влечет за собой значительные изменения в поведении ребенка, что отрицательно сказывается на его психическом развитии, изменяет черты его характера, негативно влияет на воспитание и обучение.  Психические изменения, происходящие под влиянием страха, приводят к искажению процесса социализации на протяжении всей жизни, развитию социально-психологической изоляции личности. Чтобы сгладить проявление тревоги у умственно отсталых детей требуются специальные методы коррекции.

Проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста раскрыты в работах Т. Ю. Артюховой, Н. В. Маришиной А. М. Прихожан, Э. О. Саммитова и других. Тревожность у младших школьников с умственной отсталостью рассмотрена в работах А. О. Богомоловой, Ю. Н. Желонкиной, У. В. Ульенковой и других. Однако остаются недостаточно изученными возможности игровых упражнений в инклюзивном образовательном пространстве в процессе преодоления школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.

Цель исследования: определить возможности преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью в инклюзивном образовательном пространстве посредством игровых упражнений.

Объект исследования: тревожность у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.

Предмет исследования: преодоление тревожности у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью в инклюзивном образовательном пространстве посредством игровых упражнений.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме преодоления тревожности у младших школьников с умственной отсталостью.

2. Проанализировать особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.

3. Разработать и провести коррекционные занятия по снижению тревожности младших школьников с умственной отсталостью с использованием игровых упражнений в условиях инклюзивного образования.

4. Выявить исходные уровни тревожности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

5. Определить эффективность использования игровых упражнений в инклюзивном пространстве в процессе преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. 

Гипотезой исследования выступило предположение, что преодоление тревожности у младших школьников с легкой умственной отсталостью в инклюзивном образовательном пространстве посредством игровых упражнений будет эффективным, если будут целенаправленно формироваться:

–       навыки распознавания, обозначения и осознанного выражения собственных эмоциональных состояний в типичных и стрессогенных ситуациях (снижение ситуативной тревожности);

–       умения конструктивного поведения в условиях неопределенности, социальной оценки и новых взаимодействий (повышение устойчивости к ситуативным стрессорам);

–       положительная самооценка, уверенность в собственных возможностях и снижение внутреннего напряжения (коррекция личностной тревожности);

–       навыки саморегуляции и эмоциональной устойчивости в процессе групповой и индивидуальной деятельности;

–       опыт безопасного взаимодействия с детьми с нормативным развитием, способствующий формированию чувства принадлежности, принятия и уверенности в социальном окружении.

Методы исследования: теоретические: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент; методы математической статистики: среднее арифметическое, отклонение, описательная статистика.

Методики исследования: «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) [37] и «Паровозик» (С.В. Велиева). Так как данные методики предназначена для детей с нормативным развитием, то была проведена адаптация для младших школьников с легкой умственной отсталостью, были учтены особенности восприятия, мышления и речевого развития этой категории детей.

Теоретической основой исследования явились работы, в которых раскрывается сущность тревожности и ее компонентов (Т. Ю. Артюхова, О. С. Галашева, И. В. Городецкая, У. Джерри, В. В. Ермаков, М. Н. Загаинова, Л. А. Ибахаджиев, Г. В. Игнатенко, Р. Мэй, А. М. Прихожан, А. С. Распопова, А. И. Сорокина, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Э.М. Хуснутдинова, О. В. Чернова и другие), а также труды, в которых рассматриваются особенности тревожности у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью (А. О. Богомолова, Н. С. Демина, Ю. Н. Желонкина, Т. А. Рябченкова, К. Н. Строева, Л. М. Товпека, Е. И. Токмакова, В. Д. Хохлова, Г. В. Хрестенко А. Д. Ясинская и другие).

База исследования: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Коченевская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Аргунова Николая Филипповича. Выборку составили трое младших школьников с легкой умственной отсталостью 2-го класса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы педагогами и специалистами для преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью в инклюзивном образовательном пространстве.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.

Всего 49 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа Педагогика
2016 год 66 стр.
Диплом Воспитание техничного мастерства юных футболистов
diplomstud
Дипломная работа Педагогика
2017 год 105 стр.
Диплом Освоение выразительных средств графики
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское