Введение.
Глава 1 Теоретическое изучение проблемы диалогической речи детей дошкольного с общим недоразвитием речи III уровня.
1.1 Теоретический анализ понятия речи и ее вида – диалогической речи в научных исследованиях
1.2 Особенности развития диалогической речи в онтогенезе.
1.3 Специфика проявления диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Глава 2 Практическое изучение проблемы особенностей диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
2.1 Организация практического исследования особенностей диалогической стороны речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2.2 Диагностика особенностей развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2.3 Анализ результатов диагностики уровня развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Заключение.
Библиографический список.
Рост числа детей с речевыми нарушениями, в том числе с общим недоразвитием речи III уровня, обуславливает необходимость совершенствования методов и средств коррекции. В рамках современной образовательной стратегии акцентируется внимание на поиске эффективных методов социализации детей с речевыми нарушениями. Социализация, как утверждают Л. С. Выготский и А. Н. Гвоздев, невозможна без формирования у детей навыков речевого взаимодействия, где диалогическая речь играет центральную роль.
Диалогическая речь – это базовая форма речевой деятельности, способствующая развитию коммуникативных способностей, что подтверждается исследованиями Л. С. Выготского. По мнению Л. С. Выготского, речевая деятельность у дошкольников развивается в процессе социального взаимодействия, где диалог является ключевым инструментом.
Дети с общим недоразвитием речи III уровня сталкиваются с трудностями, связанными с недостаточным развитием словарного запаса; со сложностями в формировании грамматической структуры речи; с трудностями в использовании речи для взаимодействия. Эти особенности подтверждают работы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, которые отмечают, что для успешного формирования диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи необходимо создавать условия, способствующие речевому развитию в естественных коммуникативных ситуациях.
Существует противоречие между высокой теоретической разработанностью проблемы диалогической речи у старших дошкольников и недостаточным применением этих знаний в практической деятельности педагогов и логопедов. Это свидетельствует о необходимости разработки новых методов и программ, направленных на коррекцию речевых нарушений.
Цель работы – изучить особенности диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: диалогическая речь детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотезой исследования выступило предположение, что для дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня характерны недостаточно сформированные навыки диалогической речи.
Задачи:
- Провести теоретический анализ понятия речи и ее вида – диалогической речи в научных исследованиях
- Охарактеризовать особенности развития диалогической речи в онтогенезе
- Изучить специфику проявления диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
- Проанализировать результаты диагностики особенностей диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретической основой исследования выступили работы, посвященные развитию речи в дошкольном возрасте (Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и другие), а также труды, раскрывающие особенности развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Н.M. Борозинец, Е. И. Голышева, Л. Н. Ефименкова, Р. И. Лалаева и другие).
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет. Москва: Мозаика-Синтез, 2004. 292 с
- Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. Москва: Изд-во Московского университета, 1989. 215 с.
- Белоусова М. А. Дидактические средства развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста // Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития. Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2024. С. 15-17.
- Борозинец Н.M., Шеховцева Т.С., Колокольникова М.В. Логопедия: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия. Ставрополь: Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2016. 203 с.
- Выготский Л. С. Развитие устной речи / Л. С. Выготский // Детская речь. Москва: Лабиринт, 1996. Ч.1. С.48-62.
- Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. Москва: Просвещение, 2007. 365 с.
- Голышева Е. И. Формирование диалогической формы речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. И. Голышева, О. В. Дорошенко // Цивилизация знаний: российские реалии. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022. С. 596-600.
Всего 21 источник литературы