Введение.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
1.1 Лингвистические и психолингвистические основы изучения повествовательной речи
1.2 Развитие повествовательной речи в онтогенезе.
1.3 Специфика повествовательной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Глава 2 Методические подходы к изучению повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2.1 Анализ методик изучения повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2.2 Обоснование и описание системы заданий для выявления особенностей повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Заключение.
Библиографический список.
Развитие связной речи в дошкольном возрасте играет важнейшую роль в становлении личности ребенка, его познавательной, эмоциональной и социальной сфер. Через речь ребенок выражает свои мысли, задает вопросы, осваивает социальные нормы и начинает активно взаимодействовать с окружающим миром. Особенно значимым компонентом речевого развития на этапе старшего дошкольного возраста является формирование повествовательной речи – способности последовательно и логично излагать события, устанавливать причинно-следственные связи, грамматически правильно оформлять высказывание. Повествование не только отражает уровень речевой компетенции, но и тесно связано с развитием мышления, воображения, памяти и коммуникативных умений.
У детей с задержкой психического развития формирование речевых навыков, как правило, происходит с отклонениями от возрастной нормы. Особенно остро это проявляется в сфере связной и, в частности, повествовательной речи. Такие дети испытывают трудности с подбором слов, построением фраз, логической последовательностью и смысловой связностью текста. Их рассказы часто фрагментарны, бедны по лексике, содержат грамматические ошибки, нарушают структуру повествования. Все это затрудняет не только межличностное общение, но и успешное усвоение образовательной программы. Учитывая, что старший дошкольный возраст является подготовительным этапом к школьному обучению, нарушение навыков построения связного высказывания может серьезно повлиять на адаптацию ребенка к условиям школьного обучения.
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных развитию речи у дошкольников, проблема изучения и коррекции именно повествовательной речи у детей с задержкой психического развития остается недостаточно разработанной. Существующие методики диагностики и коррекции чаще ориентированы на общее развитие речи или отдельные ее компоненты, но не дают целостного представления о состоянии и динамике формирования именно логически структурированного и грамматически оформленного повествования.
Цель работы: на основе теоретического анализа и анализа методик обосновать систему заданий для выявления особенностей повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: повествовательное высказывание у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Рассмотреть лингвистические и психолингвистические основы изучения повествовательной речи.
2. Охарактеризовать развитие повествовательной речи в онтогенезе.
3. Определить специфику повествовательной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Проанализировать методики изучения повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
5. Обосновать и описать систему заданий для выявления особенностей повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретико-методологической базой исследования явились: теории формирования и развития повествовательного высказывания в онтогенезе (М. М. Алексеева, Л. С. Высготский, А. Н. Гвоздев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие); концепции развития повествовательного высказывания у детей с задержкой психического развития (Н. Л. Белопольская, А. А. Кузьмина, В. И. Лубовский, А. А. Магомедова, Ю. В. Симакова и другие).
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация.