Курсовая работа|Логопедия

Особенности повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: Telesammit

Год: 2025 | Страниц: 35

Цена: 1 900
Купить работу

Введение. 

Глава 1 Теоретические аспекты изучения повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 

1.1 Лингвистические и психолингвистические основы изучения повествовательной речи  

1.2 Развитие повествовательной речи в онтогенезе. 

1.3 Специфика повествовательной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития  

Глава 2 Методические подходы к изучению повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 

2.1 Анализ методик изучения повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 

2.2 Обоснование и описание системы заданий для выявления особенностей повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 

Заключение. 

Библиографический список. 

Развитие связной речи в дошкольном возрасте играет важнейшую роль в становлении личности ребенка, его познавательной, эмоциональной и социальной сфер. Через речь ребенок выражает свои мысли, задает вопросы, осваивает социальные нормы и начинает активно взаимодействовать с окружающим миром. Особенно значимым компонентом речевого развития на этапе старшего дошкольного возраста является формирование повествовательной речи – способности последовательно и логично излагать события, устанавливать причинно-следственные связи, грамматически правильно оформлять высказывание. Повествование не только отражает уровень речевой компетенции, но и тесно связано с развитием мышления, воображения, памяти и коммуникативных умений.

У детей с задержкой психического развития формирование речевых навыков, как правило, происходит с отклонениями от возрастной нормы. Особенно остро это проявляется в сфере связной и, в частности, повествовательной речи. Такие дети испытывают трудности с подбором слов, построением фраз, логической последовательностью и смысловой связностью текста. Их рассказы часто фрагментарны, бедны по лексике, содержат грамматические ошибки, нарушают структуру повествования. Все это затрудняет не только межличностное общение, но и успешное усвоение образовательной программы. Учитывая, что старший дошкольный возраст является подготовительным этапом к школьному обучению, нарушение навыков построения связного высказывания может серьезно повлиять на адаптацию ребенка к условиям школьного обучения.

Несмотря на значительное количество исследований, посвященных развитию речи у дошкольников, проблема изучения и коррекции именно повествовательной речи у детей с задержкой психического развития остается недостаточно разработанной. Существующие методики диагностики и коррекции чаще ориентированы на общее развитие речи или отдельные ее компоненты, но не дают целостного представления о состоянии и динамике формирования именно логически структурированного и грамматически оформленного повествования.

Цель работы: на основе теоретического анализа и анализа методик обосновать систему заданий для выявления особенностей повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Объект исследования: повествовательное высказывание у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи:

1. Рассмотреть лингвистические и психолингвистические основы изучения повествовательной речи.

2. Охарактеризовать развитие повествовательной речи в онтогенезе.

3. Определить специфику повествовательной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

4. Проанализировать методики изучения повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

5. Обосновать и описать систему заданий для выявления особенностей повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Теоретико-методологической базой исследования явились: теории формирования и развития повествовательного высказывания в онтогенезе (М. М. Алексеева, Л. С. Высготский, А. Н. Гвоздев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие); концепции развития повествовательного высказывания у детей с задержкой психического развития (Н. Л. Белопольская, А. А. Кузьмина, В. И. Лубовский, А. А. Магомедова, Ю. В. Симакова и другие).

Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация.

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-22963785_25417 (дата обращения: 20.05.2025).
  2. Алигулиева Н. Р. Особенности связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Культурогенезные функции психолого-педагогического и специального образования. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2024. С. 1343-1347.
  3. Балобанова В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ. СПб.: Детство-пресс, 2018. 123 с.
  4. Барлетова В. А. Особенности диалогической речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Актуальные проблемы социализации личности в условиях нормативного и нарушенного развития. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2025. С. 36-42.

Всего 31 источник литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское