Введение.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
1.1 Аналитический обзор психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
1.2 Психолого-педагогические особенности детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
Глава 2 Диагностическое исследование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2.1 Организация и методы исследования.
2.2 Качественный и количественный анализ результатов диагностического исследования
2.3 Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Заключение.
Библиографический список.
Одной из приоритетных задач современной дефектологии является изучение и разработка эффективных методов диагностики и коррекции общего недоразвития речи. Это речевое нарушение затрагивает все компоненты языка, включая фонетику, лексику, морфологию и синтаксис, однако наиболее выраженные трудности связаны с формированием связной речи. У детей с общим недоразвитием речи III уровня, несмотря на наличие развернутой фразовой речи, сохраняются значительные трудности в использовании грамматически правильных конструкций и в построении логически последовательных высказываний.
Связная речь выполняет важнейшую социальную и коммуникативную функцию, обеспечивая взаимодействие ребенка с окружающими. Умение четко и грамотно выражать свои мысли способствует когнитивному развитию, самовыражению и успешной социализации. Проблемы с формированием связной речи у детей 6-7 лет, находящихся на пороге школьного обучения, могут препятствовать не только дальнейшему овладению письменной речью, но и успешному освоению образовательной программы, что влечет за собой школьную дезадаптацию.
Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в построении предложений, что тормозит развитие связной речи. Они часто ограничиваются простыми конструкциями, избегая сложных синтаксических форм, необходимых для передачи сложных смысловых отношений. В результате их речь становится фрагментарной, что затрудняет взаимодействие с окружающими и усвоение новых знаний.
Проблемы, связанные с несформированностью связной речи у детей с общим недоразвитием речи, требуют раннего выявления и целенаправленной коррекционной работы. Это особенно важно для детей 6-7 лет, так как именно в этом возрасте идёт подготовка к школьному обучению. Неразвитость связной речи может стать препятствием для овладения навыками чтения и письма, а также причиной школьной неуспеваемости.
Исследование особенностей связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня имеет высокую практическую значимость. Понимание механизмов нарушений и закономерностей развития связной речи в данной категории дошкольников позволит разработать эффективные методики коррекции.
Цель работы: определить особенности связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: связная речь у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотезой исследования выступило предположение, что у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня недостаточный уровень развития связной речи.
Задачи:
- провести аналитический обзор психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- определить психолого-педагогические особенности детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- организовать и провести диагностическое исследование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
- проанализировать результаты исследования связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
- сформулировать рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретико-методологической основой исследования явились: теории формирования и развития речи в онтогенезе (М. М. Алексеева, Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие); концепции развития речи детей нарушениями речи (Г. А. Волкова, Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина и другие).
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация; логопедическое обследование; количественный и качественный анализ результатов.