ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.2 Овладение навыками письма при нормальном речевом развитии
1.3 Механизмы и симптоматика нарушения навыков письма у младших школьников с общим недоразвитием речи
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Методики выявления нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи
2.2 Обоснование диагностической методики по выявлению нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Письмо – это сложный процесс, который требует согласованной работы речевых, когнитивных и моторных функций. Исследования показали, что становление письма происходит в несколько этапов, начиная с формирования фонематического восприятия, которое помогает ребенку различать звуки. Важно также развитие лексико-грамматического строя речи, формирующегося в дошкольном возрасте, поскольку грамматические и морфологические навыки обеспечивают осмысленное построение фраз и предложений при письме. Письмо – это результат овладения символическими средствами языка, требующий не только точного восприятия, но и осознанного синтеза звука и буквы.
Становление навыка письма также активно изучалось с позиций нейропсихологии и психолингвистики. Исследователи уделяли внимание специфике формирования и нарушений письма с точки зрения работы высших психических функций, участвующих в этом процессе. Они подчеркивали, что письмо – это не только моторный процесс, но и когнитивная деятельность, которая требует участия речевых и зрительно-пространственных функций, а также процессов памяти и внимания.
Проблемы с формированием навыков письма могут проявляться в разных формах, включая фонетические ошибки, пропуски, замены и искажения букв, что свидетельствует о нарушениях в развитии базовых механизмов письменной речи. Таким образом, изучение закономерностей формирования навыков письма дает возможность лучше понять причины трудностей и своевременно диагностировать возможные нарушения.
Цель исследования: изучить состояния навыка письма младших школьников общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: состояния навыка письма младших школьников.
Предмет исследования: методы и приемы оценки письма младших школьников общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Проанализировать лингвистические и психолингвистические представления о навыках письма.
2. Охарактеризовать овладение навыками письма при нормальном речевом развитии.
3. Рассмотреть механизмы и симптоматика нарушения навыков письма у младших школьников с общим недоразвитием речи.
4. Проанализировать методики выявления нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи.
5. Обосновать диагностическую методику по выявлению письма у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: анализ теоретических источников, сравнение, систематизация.
Теоретической основой исследования явились:
1) исследования, в которых раскрываются лингвистические и психолингвистические представления о навыках письма: Т. В. Ахутина, Н. И. Жинкин, А. А. Залевский, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д.Б. Эльконин и другие;
2) работы, посвященные вопросам нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи: Т. В. Ахутина, А. А. Барабонина, О. А. Величенкова, О. Р. Егорова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, М. Д. Маслова, М. Н. Русецкая, И. Н. Садовникова, О. А. Токарева, Е. А. Уварова, Т. А. Фотекова, А. В. Ястребова и другие;
3) исследования, раскрывающие методики выявления нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи: О. А. Величенкова, А. Н. Корнев, Н. А. Левина, З. А. Репина, М. Н. Русецкая и другие.
Структура работ включает введение, две главы, заключение и библиографический список.