ведение
Глава 1 Теоретические аспекты ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1 Влияние интеллектуального дефекта на развитие личности
1.2 Особенности обучения естествознанию детей с умственной отсталостью
Глава 2 Практическое исследование ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ посредством наглядно-дидактического материала
2.1 Диагностика сформированности краеведческих знаний у учащихся с умственной отсталостью на уроках географии в 8 классе
2.2 Реализация использования наглядно-дидактического материала при формировании краеведческих знаний у учащихся с умственной отсталостью на уроках географии в 8 классе
2.3 Эффективность формирования краеведческих знаний у учащихся с умственной отсталостью на уроках географии в 8 классе
Заключение
Библиографический список
Актуальность исследования обусловлена значимостью предметной области «Естествознание» для детей с умственной отсталостью. Значимость естественнонаучных дисциплин в образовательном процессе обучающихся с интеллектуальными нарушениями определяет необходимость глубокого изучения данного направления. Методика преподавания биологических и географических знаний выступает ключевым педагогическим инструментом, направленным на реализацию образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Формирование базовых представлений о природных явлениях и процессах у школьников с особенностями развития происходит через комплексное восприятие взаимосвязей между компонентами окружающей среды. Междисциплинарный подход к изучению естественных наук способствует становлению целостной картины мира у учащихся, развивая понимание своей роли в природном и социальном окружении. Практическая направленность естественнонаучного образования позволяет детям с ментальными особенностями осваивать закономерности природных процессов через непосредственное взаимодействие с объектами живой и неживой природы.
Кроме того, об актуальности исследования можно говорить исходя из того факта, что методика обучения естествознанию детей с умственной отсталостью требует существенной модернизации в связи с выявленными сложностями адаптации учащихся к программе старшей школы. Стандартные образовательные методики демонстрируют низкую результативность при работе с данной категорией учеников, что обуславливает необходимость разработки специализированных адаптивных подходов, соответствующих индивидуальным особенностям развития детей.
Включение игровых элементов в образовательный процесс по естествознанию создает благоприятные условия для формирования познавательных способностей и двигательных навыков учащихся. Игровой формат занятий значительно повышает вовлеченность детей в учебную деятельность, стимулируя познавательную активность через доступные формы восприятия материала.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена значимостью изучения естествознания для детей с умственной отсталостью, а также методическими проблемами в рамках разработки и внедрения эффективных методик и программ, которые могут быть использованы в процессе обучения естествознанию указанной категории детей.
Цель исследования: определить особенности обучения естествознанию детей с умственной отсталостью в старшем школьном возрасте.
Объект: обучение естествознанию детей с умственной отсталостью.
Предмет исследования: процесс обучения естествознанию детей с умственной отсталостью в старшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Изучить специфику влияния интеллектуального дефекта на развитие личности.
2. Выявить особенности обучения естествознанию детей с умственной отсталостью.
3. Провести диагностику сформированности краеведческих знаний у учащихся с умственной отсталостью на уроках географии в 8 классе.
4. Реализовать использование наглядно-дидактического материала при формировании краеведческих знаний у учащихся с умственной отсталостью на уроках географии в 8 классе.
5. Определить эффективность формирования краеведческих знаний у учащихся с умственной отсталостью на уроках географии в 8 классе.
Гипотезой исследования выступило предположение, что формирование краеведческих знаний у учащихся с умственной отсталостью на уроках географии в 8 классе будет эффективным, если в данном процессе использовать наглядно-дидактический материал.
Методы: теоретический анализ литературы, сравнение; обобщение; систематизация; эксперимент; количественный и качественный анализ результатов; методы математической статистики.
Теоретической основой исследования явились работы И.М. Бгажноковой [3], Т.Г. Богдановой [4], В.П. Глухова [9; 10], А.Р. Ибрагимовой [12], А.Р. Маллер [15], Э.А. Хубецовой [20], Т.В. Шевыревой [23], К.П. Ягодовского [25] и других.
Практическая значимость исследования: состоит в разработке методических моментов использования наглядно-дидактического материала при формировании краеведческих знаний у учащихся с умственной отсталостью на уроках географии в 8 классе. Данные дидактические игры могут быть использованы специалистами в школьных организациях для формирования краеведческих знаний у учащихся с умственной отсталостью.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список.