Введение.
Глава 1 Теоретические аспекты коррекции эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития.
1.1 Теоретический анализ понятия эмоционально-волевой сферы в научных исследованиях
1.2 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.3 Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Глава 2 Практическое исследование коррекции эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития.
2.1 Организация и методы исследования.
2.2 Результаты констатирующего этапа исследования эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития.
2.3 Система занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития.
2.4 Эффективность коррекции эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Заключение.
Библиографический список.
Приложение А.
Приложение Б.
Приложение В.
Вопрос развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития занимает важное место. Нельзя игнорировать тот факт, что развитие эмоционально-волевой сферы является основой дальнейшего развития ребенка, так как именно сформированная эмоционально-волевая сфера способствует полноценному психическому развитию. В исследованиях отмечено, что у значительной части детей с задержкой психического развития наблюдаются различные нарушения эмоционально-волевой сферы, которые проявляются как неустойчивость и противоречивость эмоциональных процессов. Которые привозят к трудностям в адаптации и интеграции детей в обществе, а также влияют на дальнейшее интеллектуальное созревание ребенка. Детям с задержкой психического развития свойственен органический инфантилизм. Им трудно даётся овладение собственными эмоциями, а также их дифференциация. При затруднениях в процессе решения повседневных, рабочих и учебных задач, дети с задержкой психического развития проявляют ярко окрашенные негативные эмоции чаще, чем их сверстники с условно нормативным развитием. На фоне низкого уровня функции самоконтроля, чаще детей в норме реагируют аффектами, а выполнение различных задач требует больших затрат эмоций и энергии, вследствие чего появляется повышенная утомляемость и пониженная работоспособность. Это подчеркивает необходимость совершенствования эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста.
Несмотря на ряд работ, посвященных изучению психологических проблем детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, малоизученными остаются психологические характеристики их индивидуальных эмоциональных проявлений, а также недостаточно разработаны пути, средства и методы развития эмоционально-волевой сферы. Это связано с неоднородностью группы детей с задержкой психического развития, в том числе и сформированности волевых качеств, эмоций и чувств, что определяет необходимость выбора и обоснования методов развития эмоционально-волевой сферы изучаемого контингента.
Цель исследования: определить эффективность влияния музыкальных игр на коррекцию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: эмоционально-волевая сфера детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: музыкальные игры как средство коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: музыкальные игры оказывают положительное влияние на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, способствуя улучшению категоризации эмоциональных состояний, распознаванию эмоций в контексте и развитию эмоционально-волевых качеств.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия эмоционально-волевой сферы в научных исследованиях.
2. Охарактеризовать особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Провести эмпирическое исследование и проанализировать результаты констатирующего исследования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
4. Разработать и реализовать систему занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
5. Определить эффективность коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретической основой исследования явились работы, посвященные особенностям эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития: Р. М. Асламбекова, Т. А. Власова, Л. С. Выготский, Н. А. Деревянкина, Е. В. Кобозева, Г. Ю. Колесникова, Л. В. Летфуллина, М. А. Ломакина, Д. А. Петров, Д. А. Пилявская, А. С. Распопова, Е. Д. Сафонова, С. Ш. Умхаева, Д. А. Фомина и другие.