Введение.
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы нарушения повествовательного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 Состояние вопроса о повествовательном высказывании как о типе связного высказывания в лингвистической и психолингвистической литературе.
1.2 Закономерности и этапы овладения повествовательным высказыванием при нормальном речевом развитии
1.3 Механизмы и симптоматика нарушения повествовательного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Глава 2 Методические подходы к выявлению нарушения повествовательного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1 Анализ методик выявления нарушения повествовательного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.2 Обоснование и описание системы заданий для выявления нарушения повествовательного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Заключение.
Библиографический список.
Связная речь играет ключевую роль в когнитивном и коммуникативном развитии ребенка, обеспечивая возможность выражения мыслей, передачи информации и взаимодействия с окружающими. Особое значение в дошкольном возрасте имеет развитие повествовательного высказывания, которое отражает способность ребенка логически и последовательно излагать события, устанавливать причинно-следственные связи и грамматически правильно оформлять высказывание.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются стойкие нарушения формирования связной речи, особенно в ее повествовательной форме. Они выражаются в бедности словарного запаса, грамматических ошибках, трудностях в использовании сложных синтаксических конструкций и недостаточной смысловой связности текста. Такие речевые особенности препятствуют не только успешному общению, но и освоению образовательных программ, что делает проблему особенно значимой перед поступлением ребенка в школу.
Современные исследования в области логопедии и психолингвистики подчеркивают необходимость своевременной диагностики и коррекции нарушений повествовательного высказывания у детей с общим недоразвитием речи. Однако, несмотря на существующие методики изучения связной речи, вопросы выявления и системного анализа именно нарушений повествовательного высказывания остаются недостаточно изученными. Недостаточно разработаны и эффективные стратегии коррекционной работы, направленные на развитие логически последовательной, грамматически оформленной и смысловой целостной речи у данной категории детей.
Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью углубленного изучения механизма нарушений связного повествовательного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, разработкой диагностических подходов и эффективных методов коррекции, что будет способствовать успешной социализации и подготовке детей к обучению в школе.
Цель работы – на основе теоретического анализа и анализа методик обосновать систему заданий для выявления нарушения повествовательного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: повествовательное высказывание у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: нарушения повествовательного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Рассмотреть состояние вопроса о повествовательном высказывании как о типе связного высказывания в лингвистической и психолингвистической литературе.
2. Охарактеризовать закономерности и этапы овладения повествовательным высказыванием при нормальном речевом развитии.
3. Определить механизмы и симптоматика нарушения повествовательного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Проанализировать методики выявления нарушения повествовательного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
5. Обосновать и описать систему заданий для выявления нарушения повествовательного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
- Аблец Д. В. Возможности использования игровых упражнений для развития синтаксической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. С. 156-159.
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-22963785_25417 (дата обращения: 13.03.2025).
- Альдингер Д. В. Особенности синтаксической стороны речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном и специальном образовании. Биробиджан: Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, 2023. С. 20-24.
- Балобанова В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ. СПб.: Детство-пресс, 2018. 123 с.
- Быстрая А. О. Анализ и синтез предложения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: теоретический аспект проблемы // Молодежь и образование XXI века. Ставрополь: Ставропольский государственный педагогический институт, 2024. С. 808-813.
Всего 32 источника литературы