Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения грамматического строя у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе
1.2. Особенности грамм–атического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.3. Совершенствование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
2.1. Исследование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
2.2. Описание работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
2.2. Эффективность экспериментальной работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Становлением грамматического строя речи у детей в разное время занимались А. Н. Гвоздев, А. В. Запорожец, Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова и другие авторы, изучавшие общее недоразвитие речи. Но ряд вопросов, изучения специфики формирования у дошкольников с задержкой психического развития навыков изменения и образования слов требуют более глубокого изучения. Овладение навыками словообразования имеет особое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь не будет понятной окружающим людям, поэтому не сможет служить средством коммуникации.
Цель работы – изучение особенностей грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: грамматической строй речи.
Предмет исследования: особенности грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Задачи:
− рассмотреть развитие грамматического строя речи в онтогенезе;
− определить особенности грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
− выявить совершенствование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
− провести исследование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
− провести работу по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
− выявить эффективность экспериментальной работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В ходе исследования использовались методы теоретического анализа научных и методических источников, педагогическое наблюдение и тестирование, статистические методы анализа эмпирических данных.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать разработанные материалы в работе педагогов в ходе формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений
1. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова и др. – СПб.: Речь, 2014. – 117 с.
2. Белякова, Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормальной речью / Л.И. Белякова, О.Н.Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, З.З.Фигередо // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991. – С. 72-88.
3. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2010. – 158 с.
4. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2012. – 1008 с.
5. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – М.: КомКнига, 2007. – 144 с.
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 2009. – 365 с.
7. Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием: Учебно-метод. пособие для студентов дефектол. фак. пед. вузов / В.П. Глухов. – М.: Грааль, 2001. – 232 с.
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 168 с.
9. Гордеева, В.В. К вопросу об особенностях развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / В.В. Гордеева, Е.Н. Евстифеева // Наука и образование XXI века: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 101-103.
10. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи): кн. для логопеда / Л.Н. Ефименкова. – 4-е изд., перераб. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 112 с.
11. Ефимова, О.В. Развитие связной описательной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи / О.В. Ефимова, Л.Г. Шадрина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2016. – № 2 (25). – С. 43-47.
12. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. – М.: Наука, 1982. – 160 с.
13. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: учеб.-метод. пособие / Н.С. Жукова. – М.: Соц.-полит, журн., 2004. – 96 с.
14. Захарова, И.Н. Использование рассказа-образца в процессе формирования связной речи дошкольников с ОНР / И.Н. Захарова // Современные образовательные технологии и методики: новый взгляд на практику применения: Сборник материалов педагогических чтений и научно-практических Интернет-конференций. – Чехов, 2015. – С. 217-219.
15. Иванова, Р.Н. Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием III уровня / Р.Н. Иванова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей / научн. ред.: О. Г. Нугаева. – Екатеринбург, 2013. – С. 90-94.
16. Карпушкина, Е.А. К вопросу о состоянии связной речи дошкольников с речевым недоразвитием / Е.А. Карпушкина, А.О. Медведева // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: Сборник статей Международной научно-практической конференции / под ред. А.А. Сукиасян. – Уфа, 2015. – С. 67-70.
17. Лебедева И.Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности / И.Н. Лебедева // Специальное образование. – 2011. – № 4. – С 138-166.
18. Левшина, Н.И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников / Н.И. Левшина, Л.В. Градусова // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-9. – С. 1988-1992.
19. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2009. – 214 с.
20. Львов, М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. – М.: Академия, 2000. – 248 с.
21. Мартыненко, Т.В. Особенности сформированности связной речи старших дошкольников / Т.В. Мартыненко // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – № 18. – С. 106-109.
22. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
23. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) / О.А. Нечаева. – Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1984. – 94 с.
Всего 32 источника литературы