Введение
1. Теоретический аспект исследования проблемного обучения в педагогической науке
1.1. Современные концепции и теории содержания образования в отечественной и мировой педагогике
1.2. Технология проблемного обучения
2. Активизация мыслительной деятельности учащихся посредством проблемного обучения
2.1. Проблемность как основа активизации мыслительной деятельности
2.2. Опыт применения проблемного обучения в активизации мыслительной деятельности
Заключение
Список литературы
При таком подходе в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в процессе поисков и исторического опыта. Знания, конечно, важные социальные ценности, поэтому и знаниево-ориентированное содержание образования имеет безусловное значение. Оно способствует социализации личности, вхождению человека в социум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.
Однако при знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания являются абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.
В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И.Я.Лернера и М. Н. Скаткина, В. С. Леднева, Б. М. Бим-Бада и А. В. Петровского.
Так, И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.
Цель данной работы – изучить проблемное обучение как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.
Объект исследования – проблемное обучение.
Предмет исследования – проблемное обучение как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.
Задачи:
1. Изучить современные концепции и теории содержания образования в отечественной и мировой педагогике.
2. Проанализировать технологию проблемного обучения.
3. Выявить возможности проблемного обучения в активизации мыслительной деятельности учащихся.
1. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983. – 96 с.
2. Виноградова О. С. Особенности организации обучения иностранному языку с использованием проблемных методов обучения // Проблемность и профильность в образовании. – М.: «Спутник+», 2006. – С. 67- 68.
3. Зимняя И. А. Проблемность в обучении неродному языку / И.А. Зимняя // Проблемность в обучении иностранному языку в вузе: межвузовский сборник научных трудов, Пермь 1994. – Пермский гос. технический университет – Пермь, 1994. – С. 10 – 17.
4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
5. Ковалевская Е. В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система. – М.: МНПИ, 2000. – 247 с.
6. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 2010. – 80 с.
7. Лернер И. Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 2004. – 64 с.
8. Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. – М.: Просвещение, 2008. – С. 186-203.
9. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 720 с.
10. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 2005. – 368 с.
11. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа, 1990. – 384 с.
12. Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. – М.: Просвещение, 2008. – 208 с.
13. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.