Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Определение предикативного словаря в русском языке
1.2. Формирование предикативного словаря в онтогенезе
1.3. Психолого- педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
1.4. Особенности формирования предикативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
Вывод по первой главе
ГЛАВА II ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ 5,5-6 ЛЕТ С ОНР III УРОВНЯ
2.1. Цель, задачи, методика и организация проведения эксперимента.
2.2. Сравнительная характеристика результатов исследования предикативного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи
2.2.1 Анализ результатов исследование состояния активного глагольного словаря дошкольников
2.2.2 Анализ результатов исследование состояния пассивного глагольного словаря дошкольников
Выводы по II главе
ГЛАВА III НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Цель, задачи и методы логопедической работы по формированию предикативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
3.2. Содержание логопедической работы по формированию предикативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
Вывод по III главе
Заключение
Проблема формирования словарного запаса детей занимает одно из важнейших мест в современной логопедии, а вопрос о состоянии предикативного словаря при различных речевых нарушениях, в том числе при общем недоразвитии речи, и о методике его развития является одним из актуальных.
Отечественные и зарубежные лингвисты считают, что предикаты играют важную роль в формировании синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации (В.В. Виноградов, А.А. Пешковский, другие).
Расширение словарного запаса происходит в процессе активного речевого общения со взрослыми. В результате, как говорил Л.С. Выготский, в процессе речевой деятельности формируются и формулируются мысли, развивается мышление и речь. Непосредственное развитие мышления связано с внутренним оформлением речи, внутренней мыслью, где основным элементом выступает предикат.
Предикативность — это отнесение содержания предложения к действительности, проявляющееся лишь в составе текста. Овладение предикативностью необходимо для овладения фразовой речью. Предикативный (глагольный) словарь — это вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета в данном языке.
Лингвисты утверждают, что предикативный словарь играет ведущую роль в организации синтаксических единиц речи, которые составляют основу речевого общения и речевой коммуникации.
В настоящее время известно, что овладение предикативной лексикой вызывает трудности у дошкольников с общим недоразвитие речи. Нарушения в овладении предикативной лексикой у детей с общим недоразвитием речи существенно затрудняет полноценное общение ребенка с окружающими, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служит препятствием при освоения школьной программы.
Это определяет актуальность нашего исследования, которое позволит выявить достижения и трудности в развитии предикативного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи и своевременно определить направления и содержание логопедической помощи.
Цель исследования: выявить особенности формирования предикативного словаря у детей 5,5-6 лет с ОНР III уровня.
Предмет исследования – формирование лексических средств речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – особенности формирования предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: предположение о том, что у детей 5,5-6 лет с ОНР III уровня предикативный словарь недостаточно сформирован, в частности, это бедность словарного запаса глаголов, незнание и неправильное употребление некоторых из них, нарушение усвоения значения слов, экспериментальное изучение позволит нам выявить и дать количественную и качественную характеристику недостатков сформированности предикативного словаря, а также позволит разработать направления логопедической работы по их преодолению, стало гипотезой нашего исследования.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- Подобрать методику для проведения исследования предикативного словаря у детей 5,5-6 лет с ОНР III уровня.
- Провести экспериментальное исследование предикативного словаря у детей 5,5-6 лет с ОНР III уровня и их сверстников без речевых нарушений и проанализировать полученные результаты.
- Разработать направления логопедической работы по преодолению недостатков предикативного словаря у детей 5,5-6 лет с ОНР III уровня.
Методологическую основу исследования составили научные знания об общих и специфических закономерностях речевого развития ребенка при нормальном и нарушенном развитии; об особенностях формирования лексического строя речи у детей дошкольного возраста таких исследователей как Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.А. Леотьев, Р. И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, А.М. Пешковский, Ж.В. Антипова, Л.В. Щерба
Методы исследования:
- Теоретический: анализ психолого-педагогической и дефектологической литературы по теме исследования.
- Эмпирические: биографический- сбор и анализ анамнестических данных, экспериментальный - констатирующий эксперимент.
- Количественный и качественный анализ полученных данных.
- Интерпретационные методы: анализ результатов исследования.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и 5 приложений, всего 85 страниц текста. Список литературы состоит из 50 источников.