Введение. 3
Глава 1. Роль мотивации в изучении русского языка в школе. 6
1.1. Понятие и сущность мотивации. 6
1.2. Методы и приемы повышения мотивации учащихся на уроках русского языка 12
1.3. Модель мотивационного урока русского языка. 19
Список литературы 25
Данное исследование «Методы и приемы повышения мотивации при обучении русскому языку в 7 классе» посвящено выявлению и построению мотивационных уроков, основной целью которых является повышение мотивации при изучении русского языка в 7 классе.
Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью повышения мотивации учащихся среднего звена сельской школы к изучению русского языка.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что будут разработаны задания, повышающие мотивацию по темам: «Разряды наречий по значению», «Степени сравнений наречий», «Словообразование наречий».
Объектом исследования является изучение русского языка в 7 классе.
Предмет исследования: методы и средства повышения уровня мотивации в изучении русского языка в 7 классе.
Цель исследования: разработка мотивационных уроков на основе методов и приемов повышения мотивации при обучении русскому языку в 7 классе.
Исходя из цели, в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1 Анализ теоретической, методической и учебной литературы по проблеме исследования;
2 Изучение уровня мотивации в изучении русского языка в 7 классе;
3.Обоснование педагогических условий, способствующих развитию мотивации в изучении русского языка в 7 классе;
4 Разработка мотивационных уроков по русскому языку и их апробация.
Гипотеза исследования: если будут разработаны и применены на практике задания, повышающие мотивацию по темам: «Разряды наречий по значению», «Степени сравнений наречий», «Словообразование наречий», то уровень мотивации учащихся будет высоким при обучении русскому языку в 7 классе.
Методологическую основу исследования представляют научные работы в области формирования учебной мотивации учащихся (Р. А. Кучмезов, Р. В. Кузнецова, А. М. Мишина, Л. А. Нальгиева), методы активного обучения (Н. С. Аболина, О. В. Гилева), условия развития учебной мотивации младших школьников (И. В. Налимова, Т. В. Синягина), развития мотивации на уроках русского языка (С.М.Бондаренко, Г.Г.Граник, Л.А.Концевая и др.).
Темы мотивации русского языка, такие как стабильность учебной мотивации, развитие положительной мотивации и развитие познавательных интересов, которые повышают уровень мотивации при изучении русского языка, мотивация напрямую зависит от ситуации, созданной на занятиях, типа представленного материала и степени привлекательности материала для изучения. Темы, представляющие учебную мотивацию для учащихся, рассматриваются авторами проведенного исследования.
В процессе работы использовались методы: теоретический метод (анализ, синтез, обобщение теоретического материала), дескриптивный метод описания языкового материала, метод функционального анализа, метод изучения и обобщения передового педагогического материала, метод педагогического эксперимента.
Теоретическая значимость:
- описаны основные методы, используемые при обучении русскому языку в 7 классе;
- определены типы мотивационных уроков;
- выделены типы мотивационных уроков, способствующих повышению интереса к изучению русского языка в 7 классе.
Практическая значимость исследования, проведенного в рамках выпускной квалификационной работы, заключается в разработке мотивационных уроков, обеспечивающих динамику положительной мотивации при изучении русского языка. Результаты данного исследования могут быть использованы учителями литературы для повышения мотивации учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях по русскому языку.
Структура исследования. Работа состоит из введения, первой главы, выводов по первой главе, второй главы, выводов по второй главе, заключения, списка использованных источников и приложений.